Победа над солнцем

30 января — 25 февраля
Государственный Центр современного искусства
Зоологическая улица, дом 13, строение 2
Метро: «Краснопресненская», «Баррикадная»

Дмитрий Булатов (Россия), Вадим Космачев (Германия–Австрия), Алина и Джефф Блюмис / Alina & Jeff Bliumis (США), Габриэле Ляйдлоф / Gabriele Leidloff (Германия)
Куратор: Виталий Пацюков

Проект «Победа над солнцем» открывает в Государственном центре современного искусства программу «Наука и искусство». Его участники уже несколько десятилетий постоянно осуществляют авторский диалог с научной образностью, технологиями и научными инструментальностями. Это новейшее художественное сознание рассматривает человека в целостной системе природы и цивилизации. Системный подход, свойственный фундаментальным научным парадигмам, Вадим Космачев (Россия-Германия) и Габриеле Лайдлофф (Германия) органично переносят на визуальную образность искусства, формируя новую единую зону взаимодействия науки и культуры.

Вадим Космачев, в 1960–70 годы прошлого столетия представляющий альтернативные формы независимого искусства, давно использует в своих стратегиях «антенные технологии», просматривая художественные произведения как проводник, медиатор между миром природы и миром художественной (искусственной) среды. Его действующие модели «экологической» эстетики способны покидать бескорыстие художественного пространства и реально функционировать в практике производственных энергетических зон. Художник неоднократно получал за реализацию своих проектов высшие научные награды в Германии и Австрии, превращая объекты радикального искусства в энергетические комплексы крупнейших производственных баз и научных центров Германии и Австрии. В проекте «Победа над солнцем» Вадим Космачев представляет инсталляцию из действующих моделей («Квадрат», «Экологическая живопись» и объекты «лаборатории экологии», созданные за последние три года).

Художница из Германии Габриеле Лайдлофф – представительница одного из новейших направлений в современном актуальном искусстве, существующего в визуальном пространстве образных исследований нейро-систем человеческого мозга. Визуализация мыслительных процессов, прямая трансляция внутренней психической жизни человека на экранную проекцию превратилась в стратегиях Габриеле Лайдлофф в абсолютно уникальную пластическую систему. Ее образность наделена интерактивными свойствами, где зритель обретает возможность стать участником, субъектом инсталляции, вступая в контакт с «живыми технологиями» художницы и в таком диалоге расширяя зону эстетической территории. Инсталляции Лайдлофф создают особую многомерность и визуальную многослойность в своих художественных функциях, увеличивая эстетическую информационную площадь и контекст прямо пропорционально участию зрителей. Они открывают феноменальное, «мерцающее» состояние искусства, где встречаются элементы современного супершоу и научная лаборатория.

Творческий видеодуэт Алины и Джефа Блюмис (США) уже свыше десятилетия разрабатывает в радикальных технологиях проблему памяти – ее слоистость, ее инертность, консервативность и одновременно ее инфляционность. Художники используют флуоресцентные экраны, сохраняющие изображения и после завершения видеосигнала. Свой проект «Пространство памяти» они реализуют в двух (бинарных) состояниях, как образность универсального кода – 0 и 1. Выстраивая систему малевического «прибавочного элемента». Образность комментария, интеллектуальной рефлексии в проекте «Победа над солнцем» представляет художник и теоретик Дмитрий Булатов (Россия), предлагающий рассматривать понятийные процессы человеческого мозга в визуальных стратегиях. Эта часть Проекта напоминает кабинет ученого, исследователя, ученого, где в наглядных схемах, диаграммах и чертежах скрытые внутренние состояния мышления обретает визуальную наглядность как феномен сновидений.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года