«Театр и жизнь Тамары Старженецкой»

Тамара Старженецкая. Фараон. Эскиз костюма к опере Дж. Верди «Аида», 1951 г.

24 января — 28 февраля
Галерея «На Ленивке»
ул. Ленивка, д. 6/7, под. 2, эт. 3

Проезд: м. «Кропоткинская»
Время работы: ежедневно с 10.00 до 19.00, кроме воскресенья, вход свободный
телефон: 299-11-60

Авторы проекта — Е. Воронина, Н.Реброва, А. Вальд

В небольших, уютных залах галереи «На Ленивке» бушуют яркие, солнечные краски. Жизнерадостностью и жизнелюбием, неиссякаемой искрящейся энергией наполнены собранные здесь живописные и графические работы.

В галерее 24 января открылась выставка «Театр и жизнь Тамары Старженецкой», отражающая два основных направления творчества художницы Тамары Георгиевны Старженецкой (1912-2002 гг.) – сценографию и станковую живопись.

Дочь надворного советника инженера путей сообщения Георгия Павловича Старженецкого-Лаппа и его жены Марии Владимировны, Тамара Георгиевна пережила войну, блокаду Ленинграда, эвакуацию. Театру Тамара Старженецкая посвятила более сорока лет жизни.

Обладавшая огромным запасом жизненной энергии, о чем с восхищением вспоминают ее близкие, коллеги, знакомые, она изо дня в день трудилась в мастерской. Уезжая в разные города — а путешествий и переездов в ее жизни было очень много, — не расставалась с этюдником. В течение тридцати лет была художником-постановщиком во многих оперных, драматических, музыкальных театрах страны. Воронеж, Саратов, Ереван, Тбилиси, Одесса, Донецк, Сыктывкар, Волгоград – рискуем сбиться со счета.

И, конечно же, Большой театр, в истории которого она оставила ярчайший след, благодаря своим замечательным декорациям и эскизам костюмов. Работа театрального художника сложна и многопланова: необходимо не только тонко чувствовать музыкальные произведения, пространство сцены, создавать с помощью эскизов костюмов запоминающиеся, характерные образы героев, нужно четко представлять размещение декораций и их смену, позволяющие сохранить целостность восприятия зрителем спектакля или оперы; знать технологию изготовления костюмов и многое другое.

Тамара Старженецкая вошла в историю театрального искусства как талантливый, самобытный художник, а постановка оперы Дж. Верди «Аида» (режиссер Б. Покровский), к которой она создавала декорации и эскизы костюмов, стала ее огромным успехом.

Построенные на игре света и тени, контрастах теплых и холодных тонов, декорации поражали величественностью, торжественностью и одновременно были воздушными, пронизанными солнечными лучами. Сколько было еще постановок после «Аиды»! Какое колоссальное количество работ выполнила Тамара Старженецкая, находя время и для создания поэтичных пейзажей.

Первая выставка, посвященная театральным работам художницы, состоялась в 1970-х годах. Куратором выставки была Ирина Борисовна Ефимович-Пьецух, в настоящее время директор галереи «Сегодня».

«Первая экспозиция работ Тамары Георгиевны разместилась в трех залах на Беговой и была, наверно, раз в десять больше нынешней, — рассказывает Ирина Борисовна. — Однако, к сожалению, на ней не было уникальных эскизов театральных костюмов. Эти шедевры 1950-х годов, ставшие для меня открытием, выставлены сегодня в галерее «На Ленивке». Увы, художник всегда считает, что его настоящие работы лучше предыдущих, и очень часто бывает не прав. Вот так и Тамара Георгиевна не хотела выставлять старые работы, дорожила теми, над которыми работала в данный момент».

Позже были и другие выставки: в 1993 году персональная выставка в ЦДРИ, потом выставка живописи в Доме Нащокина в начале 2002 года, но и на них не экспонировались удивительные эскизы костюмов к «Аиде», балетам А. Хачатуряна «Спартак», П. Чайковского «Спящая красавица», опере К. Сен-Санса «Самсон и Далила».

Энергичность, жизнерадостность и глубокий философский подтекст чувствуются в работах, которые художница писала под впечатлением от услышанной музыки. Она создавала визуальный ряд музыкальных произведений Э. Грига, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Д. Шостаковича, Р. Вагнера.

По словам ее дочери – художницы-живописца, лауреата Госпремии, члена-корреспондента Академии Художеств, Ирины Александровны Старженецкой, «в последние годы жизни Тамара Георгиевна любила музыку Вагнера. Включив запись, вставала к мольберту. Она невероятно много работала, после ее смерти в 2002 году я много работ подарила музеям – музею М. Глинки, музею им. Бахрушина, Третьяковской галерее, Литературному музею. Тем не менее, много эскизов осталось. Теперь они выставлены в залах галереи».

Пылающие краски в фантазиях на темы произведений Вагнера — словно языки пламени, рвущиеся из пространства картины. Фееричные образы Испании в эскизах декораций к опере Дж. Верди «Дон Карлос»; застывший в тумане и снегу, призрачный блокадный Ленинград в работах на тему Седьмой симфонии Д. Шостаковича; невидимый град Китеж, миражом проступающий в легких волнах; прозрачные тролли, танцующие под сводами синих скал в эскизах декорации к балету на музыку Э. Грига «Пер Гюнт» — заставляют вновь и вновь переживать волнующие чувства, что вызывает столь гармоничный союз музыки и живописи. Звучащие краски, живописная музыка.

Неслучайно Тамара Георгиевна всегда говорила: «Музыку я чувствую в цвете, а цвет – в музыке». Эти слова передавали не только суть ее театральных работ, но и живописных полотен.

«Мы подготовили эту выставку на одном дыхании, — рассказывает автор проекта Елена Дмитриевна Воронина. — Познакомились с Ириной Старженецкой. Она настолько искренний, открытый человек, с таким восторгом рассказывала о своей маме. И впечатление от ее рассказа полностью повторилось в наших впечатлениях от работ Тамары Георгиевны. Мы увидели, что это человек, отличавшийся жизнелюбием, оптимизмом и ясной силой. Картины в мастерской были слабо освещены, и эффект, который мы получили при освещении работ в галерее, был поразительный. Яркая, сочная живопись, в ней много света, золота. Эскизы театральных декораций размещены почти все.

Пожалуй, мы впервые выставляем такое количество крупных полотен. Очень приятно, что есть возможность показать работы художника, чье имя не то что бы забыто, но не так часто вспоминается. Это связано с трагической судьбой Тамары Георгиевны. В советское время считалось, что художник из дворянской семьи не может так точно отразить советскую действительность. И уход из Большого театра был для нее непростым. Но Тамара Георгиевна была счастлива, много работала для театров других городов. Ее декорации талантливы, у нее были особые отношения с музыкой. Работы художницы – это ее восприятие музыки, очень редкие картины, отражающие ее богатый духовный мир. Мы, к сожалению, мало разместили пейзажей, но это связано со скромным пространством галереи».

Екатерина Гоголева

 
Тамара Старженецкая. Жрица. Эскиз костюма к опере К Сен-Санса «Самсон и Далила», 1950 г.
Тамара Старженецкая. Жрица. Эскиз костюма к опере К Сен-Санса «Самсон и Далила», 1950 г.
Тамара Старженецкая.  Эскиз декорации к опере Дж. Верди «Аида», 1951 г.
Тамара Старженецкая. Эскиз декорации к опере Дж. Верди «Аида», 1951 г.
Тамара Старженецкая. Амнерис. Эскиз костюма к опере Дж. Верди «Аида», 1951 г.
Тамара Старженецкая. Амнерис. Эскиз костюма к опере Дж. Верди «Аида», 1951 г.
Тамара Старженецкая. Русская зима. Посвящение А.С. Пушкину. 1999
Тамара Старженецкая. Русская зима. Посвящение А.С. Пушкину. 1999
Тамара Старженецкая. Весна. 1996
Тамара Старженецкая. Весна. 1996
Тамара Старженецкая. Эскиз декорации к опере Моцарта Дон Жуан. 1991
Тамара Старженецкая. Эскиз декорации к опере Моцарта Дон Жуан. 1991
Тамара Старженецкая. Образы Испании. Аркада. Эскиз декорации к опере Дж. Верди Дон Карлос. 1996
Тамара Старженецкая. Образы Испании. Аркада. Эскиз декорации к опере Дж. Верди Дон Карлос. 1996
Тамара Старженецкая. Спартак. Эскиз костюма к балету А. Хачатуряна «Спартак»
Тамара Старженецкая. Спартак. Эскиз костюма к балету А. Хачатуряна «Спартак»
Тамара Старженецкая. В скалах у троллей. Эскиз декорации к балету на музыку Э.Грига «Пер Гюнт»
Тамара Старженецкая. В скалах у троллей. Эскиз декорации к балету на музыку Э.Грига «Пер Гюнт»
Тамара Старженецкая. Застывший город. На тему Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, 1989 г.
Тамара Старженецкая. Застывший город. На тему Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича, 1989 г.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года