«Урбанистический формализм»

«Урбанистический формализм»

1 марта — 1 апреля
Открытия 28 февраля в 19.00
Московский музей современного искусства
Ермолаевский пер., 17

«Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием „остранения“ вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно».
(В. Шкловский. Искусство как прием.)

УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ФОРМАЛИЗМ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 2-Й МОСКОВСКОЙ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

На протяжении 2005-2006 года с помощью Фонда поддержки современного искусства «Современный город» была реализована художественная программа «Урбанистический формализм», состоящая из девяти проектов уже известных и в то же время самых многообещающих авторов. Это инсталляции Антона Литвина, Виктора Алимпиева, группы «Bluesoup», Ирины Кориной, Анатолия Осмоловского, группы «Обледенение Архитекторов», Давида Тер-Оганьяна, Владимира Логутова и Алексея Каллимы в соавторстве с Инной Богуславской. На протяжении двух лет отдельные проекты программы выставлялись в залах фонда. В залах Московского музея современного искусства они впервые будут собраны вместе и представят программу «Урбанистический формализм» в её целостности.

Московский музей современного искусства, фонд «Современный город» представляют специальный проект 2-ой Московской биеннале современного искусства «Урбанистический формализм». Куратор Евгения Кикодзе. Проект будет представлен на четырех этажах в здании Московского музея современного искусства по адресу: Ермолаевский пер., 17. 1 марта – 1 апреля 2007 г.

Возвращение интереса к пластическим законам искусства, к возможностям и пределам самого изобразительного языка обусловлено стремлением художников создать новый этический манифест, свод профессиональных правил, которые помогли бы добиться независимого статуса для искусства в России. Только сосредотачиваясь на внутренних, сугубо профессиональных проблемах, современный художник способен противостоять давлению рынка и политики, нещадной эксплуатации визуального искусства рекламой и средствами массовой информации.

«Урбанистический формализм» — это третья после исторического авангарда и советского андеграунда попытка современного искусства завоевать свой статус в России. С середины 1980-х годов после краха советского диктата цензуры искусство двинулось навстречу новым социальным требованиям эпохи, однако большие социальные полномочия, которые тогда получило современное искусство, имели и оборотную сторону: это «вымывание» художников в другие профессии, упрощение и вульгаризация самого искусства. Но именно эта сегодняшняя ненужность и маргинальность современного искусства в России дают художникам необходимую свободу и шанс сосредоточиться на формулировании собственно роли и смысла искусства как уникального рода деятельности. Призыв к формализации в искусстве — как императив брандмауэра в архитектуре, той пустой стены, к которой могло бы примкнуть следующее здание, той платформы, которая обеспечивает взаимодействие и ансамблевую состоятельность идей и проектов. Это требование отказаться от ложного ощущения свободы, знать пределы своих возможностей и, соответственно, работать над их расширением.

«Урбанистический формализм» рассказывает о своеобразии современного общества, о формах и структуре жизнедеятельности крупного мегаполиса. Все инсталляции, его составляющие, отличает минималистическая сдержанность, сжатость и насыщенность приемов, которые, при всей своей конкретности, тем не менее, способствуют метафорическому прочтению и поэтической отстраненности образов. В контексте современной цивилизации, практически полностью заключающей жизнь современников в рамки урбанизма, формалистический принцип предоставляет инструмент для описания и анализа новой, постиндустриальной действительности.

КУРАТОР: ЕВГЕНИЯ КИКОДЗЕ
Художники:
Виктор Алимпиев, Алексей Каллима и Инна Богуславская, Ирина Корина, Антон Литвин, Владимир Логутов, группа «Обледенение архитекторов», Анатолий Осмоловский, группа «Синий суп», Давид Тер-Оганьян

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года