Выставка книжной графики из коллекции издательства «Вита Нова»

Открытие 21 февраля в 16.00
Центр эстетического воспитания ГМИИ им. Пушкина
«МУСЕЙОН» Колымажный пер., д.6

Выставка книжной графики из коллекции издательства «Вита Нова» «КАРТИНКИ И РАЗГОВОРЫ» включает более 50 иллюстраций виднейших современных художников к произведениям детской литературы.

На открытии выставки ожидаются директор ГМИИ им. Пушкина И. А. Антонова, художники С. Алимов, А. Бисти, Ю. Ващенко, А. Миннекаев, Ю. Норштейн, Ю. Штапаков, искусствоведы Л. Звонарева, Ю. Герчук, директор киностудии «Союзмультфильм» А. Г. Киракосян, литераторы В. Лунин, Д. Быков и др.

Один из самых интересных и интеллектуальных современных авторов-исполнителей, первый в авторской песне интерпретатор Хармса, известный также как телеведущий,— Александр Мирзаян — исполнит песни на стихи Даниила Хармса. Журналист, поэт и беллетрист Дмитрий Быков прочтет свои стихи. Джазовая обработка «Полета Шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, «Марш Черномора» М. И. Глинки, пьесы П. И. Чайковского («Баба Яга» и др.) прозвучат в исполнении дипломанта международных конкурсов Александры Житинской (фортепиано).

...значит, нужные книги ты в детстве читал. В. Высоцкий

«Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров»,— утверждала Алиса из сказки Кэрролла. Действительно, для ребенка знакомство с книгой начинается с рассматривания картинок: сопереживание героям, погружение в мир книги невозможно представить себе без искусства иллюстрации.

Книги издательства «Вита Нова» полностью соответствуют пожеланиям Алисы и не только юных, но и взрослых библиофилов — это уникальные коллекционные издания мировой классики с большим количеством «картинок и разговоров», иллюстрированные лучшими современными мастерами книжной графики.

По мнению издателя Алексея Захаренкова, «книга — это не просто текст — это особый арт объект, в котором должны гармонично сочетаться оформление и внутренний мир произведения. Здесь важно все — совпадение мироощущения автора и художника иллюстратора, размещение иллюстраций на странице, высочайшее полиграфическое качество, даже шрифт, разрабатываемый иногда специально для издания». Такие книги невозможно просто читать: в них хочется жить, входя в книгу, как в дом: открывая дверь — переплет, двигаясь по комнатам — страницам, заглядывая в окна — иллюстрации. «Вита Нова» возрождает традицию «фамильной библиотеки», переходящей по наследству из поколения в поколение: это издания в кожаных или тканевых переплетах, способные прожить века.

«Вита Нова» — не совсем обычное издательство: это отдельный культурный проект, объединяющий издательскую и выставочную деятельность. Коллекцию «Вита Нова» составляют иллюстрации, подготовленные, как правило, специально для издательства. В экспозиции «КАРТИНКИ И РАЗГОВОРЫ» представлены... проекции миров великих мечтателей. Мистический мир романтичных и театральных фантазий Гофмана оживает в иллюстрациях М. Гавричкова, по-старинному многодельных рисунках. Зазеркальный, гротескный мир «Алисы в стране чудес» — в работах Ю. Ващенко, признанных в Британии одними из лучших иллюстраций к Кэрроллу. Страшная и смешная инопланетность Д. Хармса — в иллюстрациях Ю. Штапакова, выполненных в редкой технике «сухая игла» на... старом затертом пластике. Иллюстрации В. Смирнова, выполненные в традиции Палеха,— проводник в волшебный, поэтический мир сказок А. Пушкина. Образы русских былин оживают в иллюстрациях А. Миннекаева, а причудливые герои русских народных сказок кажутся реальными в литографиях Б. Забирохина. Выбор издательством художников подчеркивает ориентированность книг не только на детского, но и на взрослого читателя.

«Иллюстрация,— писал А. Синявский,— призвана возвестить о празднике, с которым является книга в нашу жизнь». Выставка в центре «Мусейон» призвана пригласить читателей на этот праздник, который всегда с нами.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года