Соц-арт. Политическое искусство в России

Соц-арт. Политическое искусство в России

3 марта — 1 апреля
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10 (залы 36–38)

Третьяковская галерея представляет масштабный выставочный проект «Соц-арт» в рамках программы 2 Московской биеннале современного искусства (раздел «Спецпроекты»). Он состоит из двух выставок: «Политическое искусство в России» и «Политическое искусство в Китае».

Впервые московской публике предложена ретроспектива культового направления отечественного неофициального искусства последней десятилетий XX века. Параллельно экспонируется широкая панорама самобытного и популярного на Западе, но мало известного в России политического искусства Китая. Проект «Соц-арт», вслед за проектами «Сообщники», «Русский поп-арт» продолжает программу крупных аналитических выставок, демонстрирующих некогда маргинальные, а теперь общепризнанные направления искусства прошлого века.

Соединение в одном выставочном пространстве двух вариантов стиля – российского, ставшего родоначальником направления, сформулировавшего основные характеристики понятия «соц-арт», и современного динамично развивающегося китайского «political art» – проявляет специфику каждого из них, обостряет восприятие их национального, политического, географического своеобразия.

«Политическое искусство в России» представляет соц-арт в хронологическом развитии – от московского проекта В.Комара и А.Меламида 1972 года – до работ последних лет А.Виноградова и В.Дубосарского.

Соц-арт возник в неофициальном искусстве СССР как реакция и пародия на доминирующий официозный стиль «социалистический реализм». Термин «соц-арт» был придуман по аналогии со словом «поп-арт» творческим дуэтом В.Комара и А.Меламида в 1972 году. Так ими был назван проект из нескольких ироничных картин для очередной квартирной выставки. По мнению художников, советским гражданам не было знакомо изобилие предметов потребления (с которыми работал американский поп-арт), однако они были пресыщены социалистической идеологией и агитационной пропагандой. В своих работах художники анализировали визуальную идеологию тоталитарного государства. В отличие от представителей поп-арта, они работали не только с изобразительными, но и словесными клише, с социальными и поведенческими моделями. Их произведения воплощались как в форме традиционной станковой картины или объекта, так и манифестов и перформансов. Когда вокруг художников образовалась группа единомышленников, понятие «соц-арт» стало названием их общего творческого метода. Аналогичные приемы работы использовали и другие существовавшие в Москве группировки советского андеграунда. В дальнейшем в качестве фирменного продукта московской школы неофициального искусства соц-арт был воспринят и интерпретирован поколением 1980-х. Также он распространился по всей художественной сцене времен Перестройки. Соц-арт стал стилем эпохи.

Основным принципом соц-арта стала критика и осмеяние ценностей, культов и верований, которые навязываются человеку политической, экономической и духовной властью, неприятие всякой догматики. Восприняв идеологию поп-арта, соц-арт, тем не менее, откликается не на реальность как таковую, а на ее отображение изобразительным языком. Поэтому соц-арт пародирует, например, не лица и поступки советских вождей, а их интерпретацию языком «соцреализма», агитационной пропаганды.

Метод соц-арта основан на автокарикатуре и самопародии. Работы намеренно несут налет «плохих» некачественных объектов искусства, лишенных пластической, колористической и композиционной цельности и привлекательности, они нередко переходят в китч. Прием «ухудшения» произведения призван подчеркнуть отличительную особенность стиля – «персонажность». Художник выступает в произведениях не от своего имени, а от лица некоего «лирического героя», в маске которого он появляется и на перформансах. Собирательный образ персонажа соц-арта можно выразить понятием «Плут», озорной обманщик и шарлатан, человек с двойным дном, использующий в своей деятельности стратегию игры, симуляции, борющегося с властью не силой, но хитростью.

Кураторы проекта построили экспозицию выставки «Политическое искусство в России», исходя из основных типологических характеристик стиля. Она состоит из семи разделов: «Персонаж «Плут» (пародийный акционизм, художник как исследователь и менеджер культуры); «Личные модели советской культуры» (в роли «жэковского художника», в роли «мосховского художника», апофеоз имперского стиля); «Абсурдные объекты идеологии» (иллюстрации идеологических блоков, конфликт изобразительного языка и сюжета изображения); «Диалогичная форма» (манипулятивные объекты: диалог автора со зрителем, ритуальные жесты, диалог как принцип деконструкции); «После победы. Ретроспективный соц-арт» (фантазии на темы языков тоталитарной культуры, рассказы в стиле плакатов «гражданской обороны», эклектика знаков и смыслов); «Соц-арт как национальный декор» (китч-арт); «Новые формы политического искусства».

На выставке «Политическое искусство в России» представлены произведения художников: Ю.Аввакумова, Н.Алексеева, В.Бахчаняна, Г.Брускина, А.Виноградова и В.Дубосарского, Д.Врубеля, группы «Гнездо», Э.Гороховского, С. Гундлаха, В.Захарова, К. Звездочетова, И.Кабакова, А.Каллимы, Е.Ковылиной, Н.Козлова, В. Комара и А.Меламида, М.Константиновой, И.Кориной, А.Косолапова, В.Кошлякова, Л.Ламма, Р.Лебедева, Д.Мачулиной, В.Мироненко, С.Мироненко, Б.Михайлова, И.Мухина, Т.Новикова, Б.Орлова, А.Осмоловского, Г.Острецова, Группы ПГ, П.Пепперштейна Д.Пригова, группы «Радек», группы «Синие носы», группы «Синий суп», Л.Сокова, О.Солдатовой, В.Сысоева, А.Тер-Оганьяна, А.Филиппова, Д.Цветкова, А.Шнурова.

В состав экспозиции вошло около 300 произведений из собрания Третьяковской галереи, частных собраний Владимира Антоничука, Антонио Пикколли, Владимира Семенихина, Александра Смурзикова, галерей «Риджина», «XL», «Галереи Марата Гельмана», а также из мастерских художников.

К выставке подготовлен специальный выпуск газеты «Соц-арт. Политическое искусство в России. Политическое искусство в Китае» на 36 полосах тиражом 3 000 экземпляров, содержащий статьи кураторов выставок, известных критиков, богатый иллюстративный ряд.

 
Соц-арт. Политическое искусство в России
Соц-арт. Политическое искусство в России
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года