Соц-арт. Политическое искусство в Китае

Соц-арт. Политическое искусство в Китае

3 марта — 1 апреля
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10 (залы 34–35)

Третьяковская галерея представляет масштабный выставочный проект «Соц-арт» в рамках программы 2 Московской биеннале современного искусства (раздел «Спецпроекты»). Он состоит из двух выставок: «Политическое искусство в России» и «Политическое искусство в Китае».

Впервые московской публике предложена ретроспектива культового направления отечественного неофициального искусства последней десятилетий XX века. Параллельно экспонируется широкая панорама самобытного и популярного на Западе, но мало известного в России политического искусства Китая. Проект «Соц-арт», вслед за проектами «Сообщники», «Русский поп-арт» продолжает программу крупных аналитических выставок, демонстрирующих некогда маргинальные, а теперь общепризнанные направления искусства прошлого века.

Соединение в одном выставочном пространстве двух вариантов стиля – российского, ставшего родоначальником направления, сформулировавшего основные характеристики понятия «соц-арт», и современного динамично развивающегося китайского «political art» – проявляет специфику каждого из них, обостряет восприятие их национального, политического, географического своеобразия.

«Политическое искусство в Китае» представляет нонконформистское направление, появившееся лишь после смерти Мао Цзэдуна (1976), когда возникли условия для трансформации китайского общества. Выставка группы «Движение звезд» в 1979 году обозначила начало «нового» искусства, живопись перестала быть инструментом политического влияния, но стала выражать взгляд художника на окружающую действительность.

Находясь в русле соцреализма, официального направления китайского искусства, художники настойчиво разрабатывали собственные приемы в живописи, скульптуре, видео-арте, инсталляции и фотографии. Кроме того, благодаря глобализации, современное искусство Китая испытывает влияние художественных практик зарубежных стран. Вместе с тем оно продолжает оставаться наследником великой художественной культуры.

Темой произведений современного искусства стала реакция китайцев на стремительное изменение страны и интеграцию Китая в международное сообщество. Художники «political art» выбрали в качестве главного источника вдохновения критическое наблюдение за многомиллионным обществом, которое с 1980-х годов переживает грандиозную трансформацию. Таким образом, выставка в Третьяковской галерее – не только знакомство с модным и актуальным искусством, но и способ постижения страны и ее противоречий.

На международной художественной сцене китайские художники получили признание во время Венецианской биеннале в 1999 году. С этих пор их работы выставляются в лучших музеях и галереях Европы и Америки, они востребованы на главных международных смотрах современного искусства. Без сомнения, экспозиция в Третьяковской галерее станет значительным событием не только 2 Московской биеннале современного искусства, но и художественной жизни Москвы в целом.

Экспозиция «Политическое искусство в Китае» представляет произведения сорока трех известных современных художников. Экспозиция делится на три раздела: «Полит-поп», «Университеты», «Индивидуальный опыт» и представляет вниманию зрителей пятьдесят шесть работ.

К выставке подготовлен специальный выпуск газеты «Соц-арт. Политическое искусство в России. Политическое искусство в Китае» на 36 полосах тиражом 3 000 экземпляров, содержащий статьи кураторов выставок, известных критиков, богатый иллюстративный ряд.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года