Ананта Даса. «Я Индус». В рамках параллельной программы Второй Московской биеннале современного искусства

Ананта Даса.  «Я Индус».

10 марта – 27 марта
Открытие – 9 марта в 19.30
Галерея Елены Врублевской
Рождественский бульвар, 19, строение 1
Время работы: вт-суб c 12.00 до 20.00, вход свободный

10 марта в галерее Елены Врублевской откроется выставка фотографа Ананта Даса. Выставка пройдет в рамках параллельной программы Второй Московской биеннале современного искусства. Проект, получивший название «Я Индус» исследует национальный характер на примере отдельно взятой индийской семьи. Экспозиция будет открыта до 27 марта.

С 1989 г. по 2006 г Ананта Даса вел наблюдение за семьей Шьма Лала (Индия, г. Вриндаван). Однако на снимках не только люди, связанные кровными узами. Даса показывает и тех, кто окружает эту семью: ближних и дальних родственников, соседей, друзей, домашних животных.

Результат исследования семьи, проводимого Ананта Даса уже в течение 16-ти лет, совсем не похож на семейный фотоальбом с зафиксированными знаковыми для людей событиями (рождение, взросление и так далее). Напротив, автор совсем убирает перспективу времени. Кажется, что выхваченные моменты происходили когда-то очень давно, а может быть, еще только произойдут в будущем.

Работы Ананта Даса нельзя назвать взглядом европейского человека на Индию. Фотограф не воспринимается людьми, изображенными на фото как нечто чужеродное, его присутствие незаметно. Даса полностью погружен в среду, он есть часть этой среды, это одно из необходимых условий его исследования. Ни одна из работ, по сути, не является постановочной, люди на них практически не улыбаются, как на обычных туристических фото из Индии. Создается впечатление, что эти снимки могли быть сделаны в любой другой стране мира, неизменным остался бы только взгляд автора.

Даса называет свой труд исследованием. Черно-белое исполнение, научный подход придают выставке элемент документальности. Но это лишь первое впечатление. Отсутствие временного, географического и этнографического контекстов дает необыкновенную глубину работам Даса. К этому добавляется присущая ему своеобразная монументальность, игра с планами, неожиданные композиционные решения. Ананта Даса мастерски удается трансформировать документальное фото в художественное.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года