Александр Волков (1886–1957). Живопись, графика. К 120-летию со дня рождения

15 марта — 22 апреля
вернисаж 14 марта в 17.00
Крымский Вал, 10 (залы 80–82)

Третьяковская галерея открывает персональную выставку Александра Николаевича Волкова – одного из интереснейших русских живописцев первой половины XX века, автора знаменитой работы «Гранатовая чайхана» (1924).

Персональная выставка А.Волкова в Москве прошла в 1967 году, затем, почти через два десятилетия, в 1986 году в Государственном музее искусства народов Востока состоялась выставка «Волков и его ученики». В Третьяковской галерее персональной выставки художника не было, хотя в собрании Галереи хранится около 80 произведений А.Волкова. Нынешняя экспозиция впервые столь полно знакомит зрителя со всеми этапами творческого пути художника. Здесь собрано более 200 живописных и графических работ из музеев России и частных коллекций Москвы.

Музейные собрания почти не обладают работами самого раннего (1910-х годов) и позднего (1940х–1950-х годов) периодов творчества А.Волкова. Эти вещи хранятся в частных коллекциях и выставляются редко. Именно такого рода работы вошли в экспозицию данной выставки. Впервые будет представлен ряд произведений, которые не показывались в течение 40 лет. Это автопортрет художника (1936, ГРМ) и серия работ (конец 1920-х, ГТГ, ГРМ), созданных в особой технике: они написаны темперой и покрыты особым сандарачным лаком (лак из смолы деревьев семейства пихтовых, который предохраняет работы от пожелтения и сохраняет белизну бумаги). Также в экспозиции можно будет увидеть работы, приобретенные Третьяковской галереей и Музеем Востока после выставки 1934 года. Основная же закупка работ произошла в 60-е годы, в частности, «Гранатовая чайхана» была приобретена в 1968 году. Имя А.Волкова одновременно принадлежит двум культурам – русской и узбекской. Русский по национальности, Волков родился, жил и работал в Узбекистане. Однако годы учебы и становления его как художника прошли в трех крупнейших художественных центрах – Петербурге, Москве и Киеве. Здесь он учился у известных русских художников, среди которых были В.Е.Маковский, Н.К.Рерих, И.Я.Билибин. Затем, с 1916 года жил в Ташкенте.

За свою жизнь художник пережил и славу, и признание, и полное забвение, изоляцию. Он работал директором Ташкентского музея искусств, преподавал в народных школах и училищах Ташкента и в собственной художественной студии при музее. В 20-е годы прошли три персональные выставки художника; он был членом АХРР и участвовал в выставке объединения в 1927 году, был одним из организаторов общества «Мастера нового Востока» (1929), входил в Ташкентское объединение художников АРИЗО (1930), создал художественное объединение «Бригада Волкова» (1931–1932).

Казалось, его творческая жизнь складывалась вполне успешно. И хотя уже в середине 30-х годов творчество А.Волкова было объявлено формалистическим, в 1941 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств, в 1946 – звание Народного художника Узбекистана, а в 1943 и в 1944–1945 годах прошли еще две персональные выставки. Ситуация резко изменилась в середине 40-х: началась кампания по обвинению А.Волкова в формализме, приведшая к полной изоляции художника. Волков оставил должность председателя живописной секции и члена президиума правления Союза художников, его картины постепенно исчезли из экспозиции Ташкентского музея искусств, а Правление СХ Узбекистана изолировало художника, ограждая приезжающих от встреч с ним. Тем не менее, в каждый приезд в Ташкент художника навещали его коллеги С.Чуйков, В.Яковлев, скульптор О.Мануйлова. Лишь на рубеже 1956–1957 годов прошла персональная выставка в Ташкенте в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности А.Волкова.

В наши дни работы художника постоянно присутствуют в экспозициях музеев России и Узбекистана, участвуют в международных выставочных проектах, пользуются вниманием коллекционеров.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года