«Русская идея» Елены Елагиной и Игоря Макаревича

«Русская идея» Елены Елагиной и Игоря Макаревича

С 20 марта
Галерея «ДомАрт»
Минская ул., 1Г, коттедж №7 (коттеджный поселок «Ы» в жилом комплексе «Золотые ключи-2»)

Что же такое «русская идея»? Это идея Российской империи? Невроз уникальности? Ложная Общность? Или «всемирная отзывчивость», соборность?

Постсовременность возврат к достижениям прошлых эпох. Старая мудрость сегодня обретает новую жизнь. Истина открывается как очевидность, как непосредственное знание, как устремление деятельности, в том числе и научной. Именно эту диалектику исповедовали русские.

Человечество оказалось перед всеобщей катастрофой – ядерной, экологической, демографической.

Русская идея переживает сегодня второе рождение, становится культурной реальностью нашего времени – это живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям.

Термин «русская идея» родился под пером Достоевского: «мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что «русская идея», может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях».

Соловьев в Париже выступил с лекцией, которая была опубликована под названием «Русская идея». Перу Бердяева также принадлежит книга «Русская идея», смысл которой – «братство народов, искание всеобщего спасения» или более лапидарная формула этой идеи: «все ответственны за всех».

Ширь земли русской, считал Федоров, рождал характеры, предназначенные для географического и космического подвига.

«Новое небо и новая земля», предсказанные в Откровении святого Иоанна, не могли испугать, скорее – влекли к себе.

Апокалипсис – любимое чтение Достоевского. Эсхатологическое напряжение свойственно всей русской философии.

«Русская душа…гений народа русского, может быть, наиболее способны из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия.» Органическое единство общего и единичного нашло выражение в понятии СОБОРНОСТИ. Это – зерно русской идеи, слово, не поддающееся переводу на другие языки. Соборность – это гармоническая согласованность, всеединство. Соборность – слияние индивидуального и социального.

Русская философская мысль, изгнанная на многие десятилетия из нашего обихода, возвращается к нам сегодня как путеводная звезда, призванная вывести нас из мрака и запустения.

Игорь Макаревич, Елена Елагина

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года