Алексей Успенский (1892-1941)

Алексей Успенский (1892-1941)

23 марта – 13 мая
«Галеев-Галерея»
Б.Козихинский пер., 19/6, стр.1
Вт — вск, 11.00 — 19.00

Искусство ленинградских мастеров довоенного периода (1920-30-х гг.) – главное направление изысканий «Галеев-Галереи». На сей раз взгляд сфокусирован на фигуре музеефицированной: почти все творческое наследие этого незаурядного художника находится в фондах Вологодской Картинной Галереи. Для историков искусства первой половины ХХ века имя Успенского долго было на слуху исключительно в связи с его ведущей ролью в создании школы дизайнеров художественного стекла. Ни одной выставки или издания, посвященные этой тематике, не обходилось без упоминания Алексея Александровича, вплоть до 1999 года. Именно тогда в Вологодский Музей наследниками ленинградского живописца Н.А.Тырсы было подарено около 800 работ, выполненных Успенским в различных техниках в довоенное время. К сожалению, это всего лишь малая часть из созданного им за два десятилетия; живопись, за исключением дюжины произведений, практически не сохранилась. Художник погиб при трагических обстоятельствах – в 1941 г. во время артобстрела он был погребен под развалинами дома, в котором проживал. Николай Тырса, друг Успенского, вернул к жизни казалось бы безвозвратно утраченное – папку с его работами и несколько альбомов набросков.

Деятельность Успенского в качестве книжного и журнального графика (особенно сатирического формата 1920-х гг. – Жизнь Искусства, Бегемот, Смехач, Бузотер), дизайнера по стеклу, преподавателя Академии Художеств и легендарного Института Народов Севера (подарившего миру изобразительного искусства ХХ века удивительный феномен – живопись К.Панкова и его северных сотоварищей) дает основание утверждать о его принадлежности к ведущим представителям «ленинградской школы». Его станковое творчество, известное по выступлениям на важнейших выставках и отзывам критиков и коллег по цеху, было отмечено поисками своего стиля, в чем-то схожего с аналогичными опусами Тырсы, Лебедева, Лапшина. Не избежав упреков в подражании «французам», Успенский, тем не менее, разрабатывал линию Дюфи в противовес линии Матисса Тырсы, ренуаровским мотивам Лебедева, а также опытам московских неосезаннистов. Что никогда и никем не подвергалось сомнению – его высочайшая пластическая и цветовая культура, утонченный характер его композиционных решений.

К выставке издан первый печатный труд о художнике, включающий в себя множество иллюстраций, впервые публикуемые заметки Н.Лапшина о творческом и жизненном пути Успенского, подробный научно-справочный аппарат: список выставок, хронологию, библиографию, а также блок работ наивистов-северян, учеников Успенского по ИНС. Все это позволяет говорить о состоявшемся открытии художника, спустя почти 70 лет.

Выставка приурочена к юбилейной дате – 30 марта исполняется 115 лет со дня рождения Алексея Успенского.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года