Семен Агроскин. «Школа Живописи/О беспощадности прекрасного». Живопись и инсталляция
5 апреля – 25 мая
Галерея RuArts
1-й Зачатьевский пер., д.10
В мотивах и темах агроскинской живописи хочется усмотреть следы «поврежденной жизни», как выражался Теодор Адорно. Старые потертые стулья, обшарпанные оконные рамы, стираное-перестираное белье небогатых людей, унылые лестницы московских домов, не ремонтировавшихся с позапрошлого века – такие мотивы не радуют потребителей современных благ и ценителей ярких мгновений бытия. Писать свои сюжеты Агроскин предпочитает сотнями нюансов серого, бурого, коричневатого цвета, если не считать откровенной черноты. В последние годы живописец начинает писать бродячих собак. Опытный и понимающий зритель будет всматриваться в десятки сумрачных и меланхоличных холстов Агроскина, и получает острое наслаждение и редкую радость от увиденного.
Агроскин не первым обнаружил подобные возможности живописи. Таков был смысл классической живописной картины. Она изображает поражение человека, как это делают Рембрандт и Гойя, Дега и Шагал, и многие другие. Однако язык описания этого поражения изысканно тонок, богат и гибок. Язык Агроскина-живописца – это язык победителя. Унылый полумрак меланхолии смешивается с пыльной застойной субстанцией старых домов, затхлых лестниц, шелудивых уличных псов. Сам Семен Агроскин, человек глубоко саркастического склада при всей своей мягкости и интеллигентности, сильно не доверяет «гуманистической» трактовке своих картин. Он не ищет оправданий или высших легитимаций. Он ставит себе классическую задачу классического искусства: показать фрагменты «поврежденной жизни» и сказать о поражении человека мощным и суверенным языком победителя – живописца, владеющего и пастозным мазком, и акварельным полутоном, и многослойными лессировочными техниками, и решительным ударом «алла прима».