Выставка Влада Локтева «Коллекция № 3»

Выставка Влада Локтева «Коллекция №3»

С 11 апреля
Галерея Искусств Зураба Церетели
Пречистенка ул., 19

В рамках Московского Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии — 2007»

Влад Локтев – один из самых востребованных отечественных коммерческих фотографов. Попробуйте, к примеру, назвать такой ведущий глянцевый журнал, который хотя бы раз не обращался к Локтеву с предложением сделать съемку – попадете пальцем в небо. Cosmopolitan, Elle, Harper’s Bazaar, Vogue, GQ, Playboy и прочие, и прочие – откройте любой, наверняка наткнетесь на его работы. Ведущие марки заказывают ему рекламные кампании, огромный щит с его черно-белыми парящими в воздухе гимнастами красуется перед входом в один из ведущих московских спортклубов, а от имен разных знаменитостей, портреты которых он делал, рябит в глазах. Он вообще отлично вписан в контекст: модный фотограф, мэтр, красавец, спортсмен, увлекающийся экстремальными видами спорта (параплан, горные лыжи).

Усвоив эту информацию и припомнив иных нынешних «фотографов звезд», фотокритик невольно ожидает самого худшего, всех этих куршевелей, пластиковых тел и улыбок, снимков, выхолощенных технологией. И, как оказывается, зря. Потому что Локтеву каким-то непостижимым образом удается удержаться на грани не просто высокого профессионализма, но и чего-то иного, важного, что не сразу определишь словами. Его работы никак не назовешь простым повтором западных клише, полой оболочкой, красочной упаковкой для того или иного коммерческого продукта — в них есть жизнь. Или драйв. А то и секс – только не в смысле фривольных сюжетов (хотя тоже бывает), а в смысле наполненности снимков живым интересом к окружающему миру, с которым Локтев совершенно явно занимается любовью.

Возможно, дело в том, что Локтев пришел в профессию не потому, что, как сейчас говорят, «позиционировал себя» коммерческим фотографом. Или в том, что он знает модную индустрию изнутри. А возможно, и в том, что он сразу же стал востребованным. Когда он начинал, в России еще не было ни глянца, ни гламура, не было фэшн-фотографов и шоу-бизнеса, не было команд стилистов и рекламных бюджетов, которые необходимо было «освоить». Да, собственно, и самой этой новой России еще не было. Тогда, в середине восьмидесятых, эпоха застоя только-только сменилась гласностью, новым мышлением, плюрализмом – короче говоря, всем тем, что на западе теперь известно под красивым и загадочным словом «perestroika», а у нас нещадно критикуется практически всеми, и справа, и слева. В это романтическое время, когда некоторые из нынешних молодых фотографов только-только появились на свет, многое надо было начинать с нуля, готовых шаблонов не существовало. Несколько смельчаков, горевших желанием фотографировать моду, действовали на свой страх и риск.

Локтев в тот момент работал демонстратором одежды у Славы Зайцева: «Я смотрел вокруг и штудировал западные журналы, фотографии нужны были к каждому показу, материала было много, востребованность была огромная, то есть мои фотографии сразу оказались на рынке». Потом были съемки для первого модного журнала – это был Cosmopolitan. Команда западных фотографов, стилистов, редакторов учила людей, бредивших новым делом, как организовать дивный новый мир у себя дома. В дальнейшем для некоторых журналов Локтев использовал свой опыт и полученные знания, чтобы помочь им наладить дело. Так все начиналось – а он все время был в позиции того, кто активно действует, внутри процесса, в самой гуще событий.

А что сейчас? Сейчас, по признанию Локтева, ему все чаще скучно – мало вокруг смелых решений и самобытности. Нам тоже. Последние несколько лет открой 20 журналов – не покидает ощущение, что читаешь один и тот же. Но, позвольте, ведь именно глянец когда-то вырастил знаменитых фотографов и арт-директоров: Ирвина Пенна, Ричарда Аведона, Мартина Мункачи, Нормана Паркинсона, Ли Миллер, Алекса Либермана, Алексея Бродовича? Куда же все это ушло? Да в общем, никуда не ушло – что и доказывает пример Локтева и его коллег по «перестройке» (Владимира Фридкеса, Владимира Клавихо-Телепнева). Жаль только, что этой дорогой идут немногие, почему-то считая, что технологии и живая жизнь, профессионализм и смелость – то ли враги, то ли антагонисты. Но как и во многих других вещах, фотография, даже (или особенно?) коммерческая, отвечает взаимностью только тогда, когда все происходит по любви. А заниматься любовью по готовому шаблону, раз и навсегда уяснив себе все ее законы и просчитав выгоду, ведь совершенно невозможно.

Виктория Мусвик

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года