Франсуа-Мари Банье / François-Marie Banier. «Потерять голову»

Франсуа-Мари Банье / François-Marie Banier. «Потерять голову»

С 14 апреля
ЦВЗ «Манеж»
Манежная пл., д. 1

Выставка проходит в рамках Московского Международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии – 2007»

Я ищу монологи. Как врач, прикладывающий стетоскоп к сердцу, я направляю свой объектив на то, что наиболее «красноречиво», и это не всегда связано со словами. Чтобы передать всю прелесть, всю правду о сущем.

Я систематически исследую местность. Фотографирую каждый день. Иду бродить по Парижу или куда-нибудь еще без определенной цели. Улица – лучшее отражение современного мира, со всей его мешаниной и толпами страждущих. Обычно другой сразу понимает, что мое видение – это прежде всего поиск. Я нахожу личность того другого в чувстве, которое он выражает, чтобы не сказать прячет.

В людях меня привлекает роман, который они носят в себе, их бесконечная сложность, с которой им, однако, удается как-то существовать. Боль, обольщение, усталость, трудность быть. Как только я обнаруживаю чувство одиночества, беспокойства, наплевательства, полноты, несказанной радости – я начинаю работать. Свою фотографию я освещаю внутренним светом другого.

Я предпочитаю, чтобы другой не осознавал моего присутствия. Разве что в самую последнюю секунду: часто какой-то ток проходит через взгляд. Дети, горбатые, верующие, старики – все они знают, что несут в себе выражение тысячи битв, чувств, реакций на жизнь, на время, которое когда-то им принадлежало, и что все это укладывается в одну строчку. Они знают, что участвуют в таинственном, безжалостном, необъяснимом ритме, для них часто неприятном, если глядеться в зеркало; «но если ты, любитель эмоций и форм, видишь во мне что-то иное, бери. По твоему взгляду, направленному на меня, я понял, что ты потерял голову, так что – давай!»

Не люблю я показывать то, что другой выставляет напоказ, то, что ему кажется подходящим. Мы в другом любим то, что другой сам не осознает. Это и есть принцип любви. Красота – это тот другой. В своей цельности. Другой, освобожденный от стереотипов, от предвзятости, но, увы, часто находящийся в когтях общества, которого он не понимает и которым он раздавлен.

Потерять голову, чтобы все забыть о себе и мире, и быть полностью поглощенным другим, а затем передать в изображении это единственное мгновение – встречу с целым миром другого.
Франсуа-Мари Банье
Выдержки из книги, беседа с Мартеном Доржевалем, куратором выставки

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года