«Я иду искать…»

11 апреля — 25 апреля
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, д. 3
м. «Маяковская», «Цветной бульвар»

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства 11 апреля открылась выставка работ молодого художника из Ставрополья Александра Свирского.

О себе он рассказывает предельно кратко: «Родился в 1980 году в поселке Советское Руно Ставропольского края, окончил Ростовское художественное училище им. М. Б. Грекова, занимаюсь рукописной книгой, живописью и графикой».

Участник двух Московских Международных выставок-ярмарок «Книги художника» и аукционов «Книги художника» в 2005 и 2006 годах, Александр Свирский привлек внимание художников и библиофилов своими работами в этом жанре книжного искусства – книгами «Сказки Мирового океана», «Поклонение волхвов», «На небе дыры», «Книга снега» и другими, выполненными в технике гуаши и туши. Открывшаяся выставка объединила фотографии, инсталляции, графические и живописные работы Свирского и получила неожиданное название – «Про металлолом».

Впрочем, название не такое уж и неожиданное, поскольку представленные на выставке экспонаты связаны незамысловатой и веселой историей о некоем Василии Петровиче, насмотревшемся на сборщиков металлолома и решившем узнать, что же привлекательного находят они в этом занятии. Результатом робких попыток героя принять участие в общественном мероприятии стали несколько находок — самых обычных и давно не использующихся предметов. Но чуткий Василий Петрович, собиравший металлолом за компанию, оказался поэтом в душе и увидел в старых вещах частичку уходящей истории, тепло рук их создателей и владельцев. Как вы догадываетесь, до пункта приема металлолома он не дошел, а оставил находки себе. Вот такая простая история с необычным концом, напомнившая многим о пионерском детстве, поисках разных железок и наградах за выполнение плана по сдаче металлолома – экскурсиях в музей или походах в цирк всем классом.

Организаторы выставки рассказывают, с каким азартом они принимались за поиски предметов для инсталляций, сколько интересных вещей удалось им обнаружить давно позабытыми в разных местах. По словам старшего научного сотрудника музея Натальи Вяткиной, неординарная идея выставки настолько захватила всех участников, что поиски уникальных экспонатов велись и в фондах музея. Железнодорожные фонари и изящные швейные машинки начала ХХ века, старинные чемоданы, гвозди, ножницы, примус и даже дверные ручки гармонично вписались в оригинальные инсталляции. «Все мы в душе немного василии петровичи, — улыбается куратор выставки Михаил Погарский, – потому что не можем пройти мимо какой-нибудь замечательной вещи».

Работы в жанре Книги художника превратили пространство экспозиции в одну большую книгу-инсталляцию, в которой они сыграли роль текста. В этих работах, выполненных пером и тушью, используются также гофрированный картон, оберточная бумага, сочетание которых позволяет воссоздать атмосферу ушедших десятилетий прошлого века. Иллюстрациями же стали фотографии, графические работы и предметные композиции — своеобразные вехи рассказываемой истории. Отдельное место в экспозиции занимает забавная классификация металлолома в фотографиях и графике.

Книга художника – всеобъемлющий жанр книжного искусства. Работая над созданием рукотворных книг, можно обращаться к самым разным направлениям искусства — графике, живописи, лэнд-арту, фотографии и другим, искусно сочетая их. Если ценность антикварных книг в большинстве своем определяют давний год издания, редкость самого издания, сохранность, полиграфическое исполнение, иллюстрации, то в Книгах художника прежде всего важна работа художника, зачастую выступающего и автором книги.

Александр Свирский считает, что Книга художника, синтезируя визуальные и текстовые формы, предоставляет мастеру большие возможности для самовыражения. Работая в этом жанре, он выступает в качестве автора и художника. Его книги полны лиризма и тонкого юмора. Над своим сегодняшним героем он тоже по-доброму смеется, но умение художника видеть неожиданное в обыденном, поэтизировать самые простые вещи в наше время — большая редкость.

По словам Михаила Погарского, «искусство Александра Свирского — не для проходных залов престижных биеннале и арт-салонов, оно предельно камерно и требует от зрителя определенной душевной работы. Но когда ты вместе с художником сможешь порадоваться свежевыпавшему снегу, выброшенному чемодану, сломанному примусу или проржавевшему чайнику, то будешь сполна вознагражден этими забытыми в постоянной московской суете поэтическими впечатлениями».

Екатерина Гоголева

Организаторы выставки: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства; Клуб искусствоведов; Дизайн-студия «Треугольное колесо».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года