«Зинаида Серебрякова. Детский портрет»

Зинаида Серебрякова. Шура. Бумага, темпера. 300х270. 1909г.

10 мая – 1 сентября
Галерея «Дом Нащокина»
Воротниковский пер., 12
Ежедневно 12.00 — 20.00. Цена билетов 150 р. и 50 р. (льготный)

На выставке в галерее «Дом Нащокина» будет представлено около 50 акварелей и карандашных рисунков Зинаиды Серебряковой из собрания семьи художницы, посвященных семье и детям. В основном это работы, относящиеся к раннему – счастливому, почти безмятежному периоду творчества Серебряковой. Большая часть работ выставляющихся впервые – это изображения собственных детей, детей знакомых, родственников и крестьянских ребятишек из родового имения ее деда Александра Бенуа (с. Нескучное, Курской губ.), выполненные в технике акварели и карандашного рисунка. «Всю жизнь она работала только с натуры. Но это не списывание с натуры, не натурализм, а глубокое изучение и проникновение в самую суть задуманной композиции портрета, натюрморта, пейзажа» (Т.Б.Серебрякова).

Жизнь великой художницы разделена на два периода. В дореволюционные годы счастливая жена и мать четырех детей, успешно реализующая себя в творчестве, Зинаида Серебрякова создала лучшие свои произведения, которые вошли в золотой фонд мировой живописи. Именно тогда, до революции, рисуя своих детей Шуру, Женю, Катю и Тату то вместе, то порознь, художница сформировала особый – «серебряковский» — тип детского портрета. Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом: в марте 1919 года умер муж, и она, вдова с четырьмя детьми, перебивалась случайными заработками. В конце 1920 года Серебряковой предложили место профессора в бывшей Академии художеств, но из-за болезни она к преподаванию так и не приступила. Наконец ей удалось вернуться к творчеству. Она писала портреты, чаще всего своих близких. В одной из самых известных работ Серебряковой – групповом портрете детей «Карточный домик» (ГРМ), написанном в трагический для семьи 1918 год, уже не звучит тема счастливого, радостного детства, столь характерная для раннего творчества художницы. Буквально через несколько лет Серебряковой придется оставить детей на попечение матери и отправиться в Париж в надежде найти там какой-нибудь заработок. С двумя старшими детьми художница разлучится на долгие 40 лет.

Экспозиция в галерее «Дом Нащокина» предоставляет уникальную возможность сравнить портреты детей художницы и портреты ее правнуков, тех, что создал почти через столетие ее внук, Иван Николаев. Известный художник-монументалист, живописец, член правления МОСХ, автор керамических панно на станции метро «Боровицкая», И.Николаев продолжил славную традицию знаменитой художественной династии Бенуа-Лансере. Отец четырех детей и дед десяти внуков, Иван Николаев также много внимания в своем творчестве уделил теме детского портрета.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года