«Крестьяне. Постсупрематический эпос»

«Крестьяне. Постсупрематический эпос»

23 мая – 1 июля
Галерея ПРОУН
ВИНЗАВОД. Центр Современного Искусства
4-й Сыромятнический переулок, д. 1 стр. 6
вторник – воскресенье, с 12.00 до 20.00

22 мая на территории Центра современного искусства ВИНЗАВОД состоится открытие новой галереи ПРОУН. Название первого выставочного проекта, который откроется в пространстве галереи – «Крестьяне. Постсупрематический эпос». На выставке будет представлено около семидесяти живописных и графических работ художников так называемого «Круга Малевича».

«Крестьяне» – именно эта тема, давшая название выставки, в определенный отрезок времени стала лейтмотивом творчества не только Малевича, но его учеников и сподвижников – Суетина, Лепорской, Криммера, Рождественского. «Постсупрематические эпос» – таков подзаголовок выставки. Он уточняет время создания экспонируемых работ (конец 20-х и 30-е годы прошлого века), но объединяет их в единое повествование, своего рода эпос.

Куратор выставки и арт-директор галереи Марина Лошак отметила, что выставка представит так называемый «Второй крестьянский цикл». Впервые в едином пространстве будут собраны уникальные произведения живопись и графика из крупнейших частных коллекций» Москвы и Санкт-Петербурга. В качестве экспозиционного приема будет выбран инсталляционный принцип, и раскрытие заявленной в названии темы станет при этом главной задачей.

«Супрематизм в контуре крестьянки». Это название вступительной статьи к каталогу выставки Владимир Поляков позаимствовал у Казимира Малевича (именно его написал художник на обороте своей «Женщины с граблями» из ГТГ), заметив, что выставка даст новый импульс искусствоведческим дискуссиям. Уже давно идут споры о том, что имел в виду Малевич в серии полотен с изображением крестьян и условно трактованных торсов, которые по сей день удивляют зрителей и ставят в тупик исследователей. Реальные ли это крестьяне «периода начала коллективизации» или символы неких «новых людей», которые должны стать прообразами людей будущего? Большинство полагает, что за драматизмом героев «крестьянского» цикла скрывается некий социальный подтекст. Действительно, в работах Малевича и его учеников конца 20-х – начала 30-х годов образы крестьян гораздо больше соотносятся с их «реальными прототипами», нежели у того же Малевича в его кубофутуристический период. При этом между персонажами 1910-х и 1920-х годов много общего, и прежде всего – «тяготение к формульности». Но, если в первый период – больше к пластической, являющейся своего рода «источником» первичных форм, то во второй – скорее к «мировоззренческой», выступающей в качестве неких «первообразований», готовых, говоря словами Малевича, к «торжеству преображения», к слиянию с супрематической бездной. «Вот почему их лица, очищенные от знаков сиюминутного состояния превращаются в лики, а позы, в которых они изображаются художниками оказываются так близки иконным», – подчеркивает Поляков.

Кульминацией выставки Владимир Поляков называет графическую серию «Снопа» Николая Суетина, чья «формульность» особенно четко ощущается в сравнении со знаменитой серией «Стогов» Клода Моне, которую они, вполне возможно, отчасти перефразируют. Но в отличии от французского художника, изображающего один и тот же стог сена каждый раз по-иному (в зависимости от особенностей световой среды), Суетин, напротив, «стремится утвердить незыблемость найденной формы, уподобляя ее некоему одиноко стоящему надгробному памятнику».

Рисунки Константина Рождественского на аналогичную тему заслуживают отдельное внимание. Рождественский предпочитает изображать снопы не по отдельности, а связанными или поставленными под углом друг к другу, а его персонажи, не столько заняты конкретными «сельскохозяйственными работами», сколько неподвижно, по-иконному застыли перед лицом вечности. Это даже наводят автора статьи на сравнение постсупрематической живописи с иконописью. Показательно в связи с этим изображения орудий труда: и серп, и само изображение снопа явно предстают в ряде работ «не в качестве обычных атрибутов крестьянского быта, но в виде пугающих апокалиптических знаков».

А грабли, косы и пилы в руках персонажей Николая Суетина изображаются с непременным подчеркиванием перекрестия – пила, к примеру, всегда горизонтально по отношению к вертикали фигуры, а в одной из композиций художник даже заменяет ее изображением креста, который возвышается за спиной «крестьянки». Суетинский же рисунок с изображением пугал, будто распятых на крестах заставляет вспомнить размышления Малевича о смерти: «человеку должно принимать свой последний миг распластав руки и уподобившись тем самым форме креста». Так что сердцевина «двух пересекающихся плоскостей» оказывается, в подобном случае, той самой осью, «соприкоснувшись с которой, человек подчиняется ритмам вселенной».

Выставка «Крестьяне. Постсупрематический эпос» пройдет в галерее ПРОУН до середины лета. В дальнейшем, подчеркивает директор галереи Мария Салина, новая галерея предполагат проводить не менее шести выставочных проектов в год и при этом не ограничивать себя какими бы то ни было рамками: «Мы планируем показывать в галерее то искусство, которое нам интересно и важно самим. Надеемся, что наш взгляд будет любопытен как профессионалам, так и самому широкому зрителю».

 
«Крестьяне. Постсупрематический эпос»
«Крестьяне. Постсупрематический эпос»
«Крестьяне. Постсупрематический эпос»
«Крестьяне. Постсупрематический эпос»
«Крестьяне. Постсупрематический эпос»
«Крестьяне. Постсупрематический эпос»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года