Борис Александрович Смирнов. (1903 — 1986). Фотография 1930-40 гг.

Борис Александрович Смирнов. (1903 - 1986). Фотография 1930-40 гг.

25 мая — 29 июля
Галеев галерея
Б.Козихинский пер. 19/6

У Бориса Александровича Смирнова было множество художественных специальностей. Архитектор, дизайнер бытовых предметов, рисовальщик, стекольщик, текстильщик, автор общественных интерьеров, экспозиционных комплексов, журнальный и книжный график. Вот только одной профессии у него не было — фотографа. Проведя почти всю жизнь с фотоаппаратом, фотографом или фотохудожником Смирнов себя никогда не считал. Однако, не ощущая себя профессионалом фотодела, Смирнов, как оказалось, оставил отчётливый след в том, что я бы назвал фотовизуальностью. Сегодня этот смирновский след в фотовидении мы можем наблюдать воочию. В советской художественной жизни 1950-80-х гг., строго регламентированной и иерархичной, Борис Александрович был прописан «по стеклу»: классик отечественного стеклоделия, основатель школы, автор манифестов, которые как бы «встряхивали» профессию сверху донизу, от мэтров до простых исполнителей. Естественно, стеклом дело не ограничивалось: масштаб личности Смирнова был таков, что к нему присматривались и прислушивались. Он успел подышать воздухом уникальной проектной культуры 1920-х: закончил архитектором в 1927 году ВХУТЕИН, проектировал родильные кровати и типовые кресла для кинотеатров. Смирнов вполне осознавал уникальность своего положения в советской художественной среде. Он был живым, реальным носителем идеи проектности, которая понемногу завладевала умами шестидесятников из разного рода институтов дизайна. Он был агентом цельности, универсальности законов формообразования — не скрывающимся и потому неуловимым, не поддающимся разоблачению.

Думаю, тяга к фото стала оборотной стороной как раз некой тотальности, заложеной в идее проектности. Точнее — системности, операционности, изгнания непосредственности из своего инструментария. То есть своего рода умышленности арт-практики. Похоже, Смирнову хотелось установить более непосредственный, чувственно-тактильный контакт с реальностью. За этим он и обращается к фотографии. Фотографии частной, любительской, не предназначенной к публикации. Похоже, Смирнов сознательно артикулирует эту частность, избегая конвенциональной профессионализации (на которую он, естественно, был способен) и практически не воспроизводя господствующих в «публичной» фотографии приёмов. Перед нами свидетельство того, что автор задумывается о природе фотографии, тематизируя не сюжетный момент, а момент самого присутствия фотоснимка в мире. Наиболее концептуальным произведением Смирнова явились его фотографии, сделанные в ходе Отечественной войны. Уверен, они не задумывались как единая серия, более того, сомнительно, что автор заботился об их бытовании в качестве искусства. При этом — когда Смирнов хочет — он способен к выразительности, за которой гонялись бы записные фотокорреспонденты. Так он снимает Исаакий снизу, сквозь высаженную горожанами капусту: поразительный кадр. Или уникальные снимки, объединенные мотивом кровати. Кровати на войне — разбитые до неузнаваемости и чудом сохранившиеся, выброшенные взрывом из бытового окружения, каким-то чудом занесённые на палубу корабля, оставленные вместе с прочим скарбом на дорогах войны. Это удивительная человеческая и пластическая история: кровать, освобождённая какой-то внешней силой от своих извечных домашних функций и выброшенная вовне, в чуждое пространство. Её скелет, костяк становится выразительнейшим и содержательнейшим иероглифом войны.

Следующий шаг — выход на то, что на современном языке описания мы называем мегатекстом. Художник обнаруживает и безошибочно фиксирует его наличие. Это — семиотичность войны. Её знаки и цифры: указатели, лозунги, инструкции, разметки, маркировка снарядов, цифры на лагерных бушлатах, вывешенных на просушку, надпись «первый камбуз» на корабельном чайнике. Все эти знаки говорят о каких-то иных порядках, стоящих над процессами уничтожения и деструкции, вообще над идеей конечности. Снимок моментален, жизнь и смерть фиксируемых им ситуаций, людей и предметов на войне тоже моментальна, но все это преодолевается последовательностью маркировки. Присутствием некой генеральной инструкции, как сказали бы сегодняшние концептуалисты.

Благодаря настоящей выставке в Галеев-Галерее фотослед Смирнова стал объективной реальностью истории нашей фотографии. Его ещё предстоит брать будущим аспирантам. Смирнов жил в эпоху большого заметания следов — тем интереснее задачи интерпретаций в поисках понимания.

Александр Боровский.
Зав.отделом новейших течений Государственного Русского Музея,
г.Санкт-Петербург

У Бориса Александровича Смирнова было множество художественных специальностей. Архитектор, дизайнер бытовых предметов, рисовальщик, стекольщик, текстильщик, автор общественных интерьеров, экспозиционных комплексов, журнальный и книжный график. Вот только одной профессии у него не было — фотографа. Проведя почти всю жизнь с фотоаппаратом, фотографом или фотохудожником Смирнов себя никогда не считал. Однако, не ощущая себя профессионалом фотодела, Смирнов, как оказалось, оставил отчётливый след в том, что я бы назвал фотовизуальностью. Сегодня этот смирновский след в фотовидении мы можем наблюдать воочию.

В советской художественной жизни 1950-80-х гг., строго регламентированной и иерархичной, Борис Александрович был прописан «по стеклу»: классик отечественного стеклоделия, основатель школы, автор манифестов, которые как бы «встряхивали» профессию сверху донизу, от мэтров до простых исполнителей. Естественно, стеклом дело не ограничивалось: масштаб личности Смирнова был таков, что к нему присматривались и прислушивались. Он успел подышать воздухом уникальной проектной культуры 1920-х: закончил архитектором в 1927 году ВХУТЕИН, проектировал родильные кровати и типовые кресла для кинотеатров.

Смирнов вполне осознавал уникальность своего положения в советской художественной среде. Он был живым, реальным носителем идеи проектности, которая понемногу завладевала умами шестидесятников из разного рода институтов дизайна. Он был агентом цельности, универсальности законов формообразования — не скрывающимся и потому неуловимым, не поддающимся разоблачению. Думаю, тяга к фото стала оборотной стороной как раз некой тотальности, заложеной в идее проектности. Точнее — системности, операционности, изгнания непосредственности из своего инструментария. То есть своего рода умышленности арт-практики. Похоже, Смирнову хотелось установить более непосредственный, чувственно-тактильный контакт с реальностью. За этим он и обращается к фотографии. Фотографии частной, любительской, не предназначенной к публикации. Похоже, Смирнов сознательно артикулирует эту частность, избегая конвенциональной профессионализации (на которую он, естественно, был способен) и практически не воспроизводя господствующих в «публичной» фотографии приёмов. Перед нами свидетельство того, что автор задумывается о природе фотографии, тематизируя не сюжетный момент, а момент самого присутствия фотоснимка в мире.

Наиболее концептуальным произведением Смирнова явились его фотографии, сделанные в ходе Отечественной войны. Уверен, они не задумывались как единая серия, более того, сомнительно, что автор заботился об их бытовании в качестве искусства. При этом — когда Смирнов хочет — он способен к выразительности, за которой гонялись бы записные фотокорреспонденты. Так он снимает Исаакий снизу, сквозь высаженную горожанами капусту: поразительный кадр. Или уникальные снимки, объединенные мотивом кровати. Кровати на войне — разбитые до неузнаваемости и чудом сохранившиеся, выброшенные взрывом из бытового окружения, каким-то чудом занесённые на палубу корабля, оставленные вместе с прочим скарбом на дорогах войны. Это удивительная человеческая и пластическая история: кровать, освобождённая какой-то внешней силой от своих извечных домашних функций и выброшенная вовне, в чуждое пространство. Её скелет, костяк становится выразительнейшим и содержательнейшим иероглифом войны.

Следующий шаг — выход на то, что на современном языке описания мы называем мегатекстом. Художник обнаруживает и безошибочно фиксирует его наличие. Это — семиотичность войны. Её знаки и цифры: указатели, лозунги, инструкции, разметки, маркировка снарядов, цифры на лагерных бушлатах, вывешенных на просушку, надпись «первый камбуз» на корабельном чайнике. Все эти знаки говорят о каких-то иных порядках, стоящих над процессами уничтожения и деструкции, вообще над идеей конечности. Снимок моментален, жизнь и смерть фиксируемых им ситуаций, людей и предметов на войне тоже моментальна, но все это преодолевается последовательностью маркировки. Присутствием некой генеральной инструкции, как сказали бы сегодняшние концептуалисты.

Благодаря настоящей выставке в Галеев-Галерее фотослед Смирнова стал объективной реальностью истории нашей фотографии. Его ещё предстоит брать будущим аспирантам. Смирнов жил в эпоху большого заметания следов — тем интереснее задачи интерпретаций в поисках понимания.

Александр Боровский
Зав.отделом новейших течений Государственного Русского Музея,
г.Санкт-Петербург

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года