Александр Самохвалов (1894–1971) в коллекции Тверской областной картинной галереи
11 сентября — 28 октября
Галерея «Ковчег»
ул. Немчинова, 12
Ежедневно, кроме пн и вт с 11.00 до 18.00
м. «Тимирязевская», А. 87, 206, Т. 47, 56, 78 до остановки «Гостиница «Молодежная»
Открытие ХХ выставочного сезона
Свой юбилейный сезон московская галерея «Ковчег» открывает показом живописного, графического и скульптурного наследия Александра Николаевича Самохвалова – художника, чье творчество давно и по праву вошло в «золотой фонд» отечественного искусства ХХ века. По традиции «Ковчег» знакомит зрителей с малоизвестными гранями творчества признанного мастера. Даже знаменитая «Девушка в футболке» присутствует в нынешнем проекте лишь тенью: ее недописанный вариант встречается на обороте холста «Мальчик с самолетиком» (1920 — 30-е), а также в авторском литографском оттиске – по свидетельству коллекционеров, достаточно редком в наследии Самохвалова. «Ковчег» показывает в столице произведения, которые были переданы вдовой художника Марией Клещар-Самохваловой в собрание Тверской областной картинной галереи.
Самохвалов родился в Бежецке – небольшом городке Тверской губернии. Четыре года он учился в Академии художеств в Петербурге, вплоть до ее закрытия в 1918 году. Профессиональное образование Самохвалов завершал в петроградских Свободных художественных мастерских (1919-1923), где в числе его учителей был Кузьма Петров-Водкин, оказавший особое влияние на формирование творческого почерка молодого художника. В 1921 году учитель и ученик предприняли совместную творческую поездку в Среднюю Азию. «Я много рисовал в Ташкенте, — вспоминал Самохвалов в книге «Моя Самаркандия», — но, к сожалению, не все рисунки сохранились». Несколько графических работ, привезенных из Узбекистана, включено в нынешнюю экспозицию. Впоследствии Самохвалов был членом объединений «Община художников» (1922), «Объединение новых течений» (1922), «Жар-цвет» (1924), «Круг художников» (1927-1929) и «Октябрь» (с 1930). Он вступил на самостоятельный творческий путь в то время, когда модернизм и авангард уступали место «социально значимому» искусству – наряду с натурными живописными вещами 1920-1940-х на выставке есть эскизы к картинам «Сталинградцы» и «Апассионата». Помимо станковой живописи и графики, а также опытов в скульптуре, Самохвалов работал как художник театра и книги. Иногда детские книжки – например, экспонирующиеся в «Ковчеге» «Три случая под водой» (1927) о трудовых буднях водолазов – выходили с текстами самого мастера. Наиболее известны литографии Самохвалова к «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина (1935). В нынешнюю выставку включены также его более ранние тушевые рисунки к повести В. Матвеева «Золотой поезд», листы к «Горю от ума» А. Грибоедова и «Разговору птиц и зверей» М. Пришвина. Впервые демонстрируются карандашные рисунки к «Лже-Нерону» Л. Фейхтвангера.
Кураторы галереи «Ковчег»: Вадим Гаршин, Сергей Сафонов, Игорь Чувилин