Владимир Баранов-Россине — художник русского авангарда

Владимир Баранов-Россине - художник русского авангарда

2 октября — 25 ноября
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Музей личных коллекций
Волхонка,10

Имя самобытного мастера русского авангарда – живописца, рисовальщика и скульптора Владимира Баранова-Россине (1888-1944) мало известно на родине. Судьба его сложилась драматически. В 1912 году вместе с Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Александром Архипенко, Хаимом Сутиным он становится обитателем знаменитого парижского дома «Улей», участвует в парижских салонах под псевдонимом Даниэль Россине. Во время Первой мировой войны живет в Норвегии, где и состоялась его первая персональная выставка. В 1918 году возвращается в Россию, активно занимаясь общественной и преподавательской деятельностью. В 1925 году вновь оказывается в Париже. В 1944 году после ареста гитлеровским гестапо погибает в Освенциме.

Творчество Баранова-Россине представляет собой соединение разных манер, характерных для интернациональной Парижской школы: постимпрессионистической, кубистической и кубофутуристической. Великую художественную эпоху рубежа ХIХ — ХХ веков он постигает с кистью в руках, соединяя в своих произведениях импульсы, полученные от Матисса, Гогена, Пикассо, Синьяка, Ларионова, Бурлюка… Известный французский исследователь авангардистской живописи Жан-Клод Маркаде называл художника «гением многообразия». Изобразительный язык Баранова-Россине – глубоко индивидуален. По мнению специалистов, в каком бы жанре не работал художник, он задает своим работам особый ритм.

Художник Баранов-Россине проявил себя и как неутомимый изобретатель. Пытаясь сочетать музыку с изображением, он создал аппарат с системой клавиш, позволяющий проецировать на экран более трех тысяч оттенков спектра.

Подлинный масштаб творчества художника стал понятен лишь в начале нынешнего века после персональных выставок, состоявшихся в Москве и в Петербурге.

Предстоящая выставка в Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина позволит существенно расширить представление об уровне художественного мастерства и одаренности Баранова — Россине, впервые открывая для публики и вводя в научный оборот значительные произведения мастера, находящиеся в частных, в том числе зарубежных собраниях.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года