Александр Райхштейн. «NEST». Интерактивная инсталляция для детей и взрослых

Александр Райхштейн. «NEST». Интерактивная инсталляция для детей и взрослых

7 — 29 сентября
pARTner project Gallery
Дербеневская набережная, дом 7 строение 16, 1 этаж
въезд со стороны Дербеневской улицы
Вт-Сб с 12.00 до 18.00

Выставкой Александра Райхштейна «NEST» pARTner project Gallery открывает новое выставочное пространство на Дербеневской набережной. Не прекращая сотрудничества с музейными институциями, в числе которых были и остаются ГМИИ им А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Московский музей современного искусства, галерея начинает активную выставочную деятельность в своем собственном «гнезде».

«NEST» — это первый совместный проект галереи и Александра Райхштейна и первая персональная выставка художника в Москве после его отъезда в Финляндию. Бывший москвич, Райхштейн уже шестнадцать лет живет и работает в Хельсинки. Там он, пожалуй, самый популярный “«музейный» волшебник” — художник и дизайнер, работающий в жанре «для детей и о детях», автор завораживающих выставок и инсталляций, созданных по заказу крупнейших музеев Северной Европы и одинаково магически действующих как на взрослого, так и на ребенка.

«Nest» — одна из последних работ художника. В огромном гнезде, сплетенном из стволов рябины, дремлет, вздыхая и посапывая во сне белое Яйцо. Гнездо сторожат огромные муравьи и лягушки, а вокруг – на стенах – изображены гигантские мхи, травы и папоротники, на фоне которого кажутся маленькими даже самые рослые посетители. Если снять ботинки и залезть в гнездо, можно поговорить с Яйцом, сенсорное устройство обязательно отреагирует на прикосновение человека. Стоит погладить белую скорлупу, и существо в яйце детским голосом спросит: «Кто ты?», «Как тебя зовут?». Внимательно выслушает все ответы, а потом, если повезет — продолжит беседу дальше, а, может, опять отправится спать, непременно пообещав на прощание: «Пока, я скоро буду».

Проект «NEST» был впервые показан на выставке «Век зверей» в Художественном музее Атенеум в городе Хельсинки. Он возник по инициативе куратора Эрики Утман, задумавшей «детский» раздел экспозиции. Под руководством Александра Райхштейна над инсталляцией работала целая команда. Постоянный соавтор художника, инженер Мартин Хакенберг спроектировал в 3D основание, центральную «чашу» и форму яйца. Сенсор, реагирующий на прикосновения, и устройство, проигрывающее аудио-файлы, разработал программист фирмы Nokia Мичихито Мицутани. Студенты Университета Хельсинки под руководством Лены Яаатинен изготовили фетр для внутренней поверхности гнезда. По старой монгольской технологии шерсть утаптывали ногами, а потом намотали на бревно и пустили за бегущей лошадью. Студенты двух факультетов другого ВУЗа – Университета искусства и дизайна, где Райхштейн вместе с Марией Лаукка вели курс по музейной педагогике, придумали и сделали лягушек и муравьев, поселившихся возле гнезда, а также предложили и исполнили фрески, разместившиеся на стенах вокруг гнезда.

Александр Райхштейн работает в самых разных жанрах и видах искусства – скульптуре и инсталляции, книжной иллюстрации, «книге художника», анимации, создает большие интерактивные выставочные проекты для детей и взрослых. Совместно с одним из своих постоянных соавторов Верой Хлебниковой Райхштейн строил замок для маленьких принцесс, где финские школьницы примеряли волшебные короны и золушкины туфельки и наряжались в розовые кринолины, чтобы явиться королевнами перед мальчишками-одноклассниками (проект «День принцессы», Хьювинка, Войпаала, Карккила – Финляндия; Нордик Хаус, Рейкьявик – Исландия). Укрывал одеялом из разноцветных лоскутков огромную лежащую на земле женщину – «Мать-Землю», по которой ползали довольные дети, играя маленькими машинками, паровозиками и домами («Alma Terra», Ретретти, Войпаала, Хьювинка – Финляндия). Превращал подземный зал в пещерах Центра искусств Ретретти в дно моря, где в абсолютной темноте плавали фосфоресцирующие морские чудовища – тритоны, гиппокампы и русалки («Mare Nocturnum»). Устраивал фантастический постмодернистский «археологический раскоп», в котором можно было собрать из фрагментов «древних», как будто бы расколовшихся на части скульптур, собственное существо – реальное или фантастическое («Bestiarium Construendum. Мифологический конструктор», Музей Амоса Андерсона, Хельсинки – Финляндия; Музей истории религии, II Фестиваль детских музейных программ, Санкт-Петербург – Россия).

Работы Александра Райхштейна хранятся в частных собраниях в России, Финляндии, Швеции, Германии, Израиле, США, Швейцарии. Книга, оформленная и иллюстрированная Райхштейном (Alexis Kouros: Gondwanan Lapset. Helsinki, 1997), получила высшую награду Финляндии в области детской и юношеской книги (Finlandia Junior 1997). За выставочный проект Höyhensaari (Перинный остров) художник был удостоен Медали Топелиуса в 1999 году. Александр Райхштейн член Московского отделения Союза художников, Союза художников Финляндии (Muu ry), Союза графиков Финляндии (Grafia ry), Союза финских иллюстраторов (Kuvittajat ry). Работы Райхштейна можно увидеть на его сайте www.reichstein.name.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года