Дина Ходжаева. Фотографии без дублей

Дина Ходжаева. Фотографии без дублей

С 4 сентября
«Галеев-Галерея»
Б. Козихинский пер., 19\6, стр. 1

4 сентября 2007 года в 18-00 в «Галеев-Галерее» открывается выставка работ Дины Максимовны Ходжаевой (Пенсон) «Фотографии без дублей».

Фотография – самый демократичный и универсальный язык общения, один из увлекательнейших инструментов познания мира и способ донесения до людей своего представления об окружающей нас действительности. Споры о том, является ли фотография искусством или нет, давно канули в прошлое, сегодня оптический прицел любого фотообъектива создает иные миры, иное измерение, даже иное сознание, и наши ожидания увидеть зачастую вступают в крайнее противоречие с результатом, совершенного техникой под чутким управлением мастера. А может и наоборот – мастером при помощи техники. Все зависит от образа мышления и меры таланта исполнителя.

Дину Ходжаеву бог не только талантом не обидел, наделив ее особым зрением, но и одарил редким генотипом фоторепортера, напрямую происходящим от ее знаменитого отца – великого Макса Пенсона (1891-1959), создававшим летопись Узбекистана 1920-30-х годов. Можно сказать, что профессия ей передалась по наследству. Ничто не случайно, — навыки и секреты профессии Дине Пенсон были известны с детства, круг друзей отчего дома включал в себя таких выдающихся фотохудожников как Г.Зельма, Б.Кудояров, В.Тарасевич, отобразивших «великую эпоху» во всех ее проявлениях. Поэтому решение связать свою жизнь с фотоаппаратом произошло не одномоментно и не случайно. Это вполне закономерный и логичный акт. В начале пятидесятых годов Всеволод Тарасевич, посвятив Дину во многие таинства удивительного мира фотоискусства, оказал на ее творческую манеру довольно сильное влияние. В дальнейшем Дина, работник узбекской студии Телевидения, активно помогала своему мужу – кинорежиссеру Файзулле Ходжаеву над работой по созданию журналистских очерков и документальных фильмов.

Их творческий тандем в начале 1960-х годов был результативен: многочисленные публикации в журналах «Огонек», «Работница», «Советский воин», «Советский Союз», в местных органах печати всегда были заметным событием для мира журналистики и репортажа. Сюжеты стройки в Голодной Степи (рубеж 1950-60-х гг.) по праву вошли в золотой фонд репортажной фотографии Узбекистана. Тема «сотворения мира» в абсолютно неприспособленных для жизни условиях, подвиг рабочих и крестьян, «поднимающих» целину в солончаковых землях, помимо высокого градуса гражданственности и патриотизма, имеет также и хороший творческий потенциал. Фотографии сильны не только пафосом строительства социализма, они ориентированы прежде всего на человека, его красоту и величие. Кроме заказной работы Дина активно снимала и «для себя».Снимки из европейских путешествий 1970-х годов (Париж, Флоренция, Лондон, Копенгаген…) интересны ее точными и внимательными наблюдениями, они лишены идеологических характеристик, и имеют очевидный флер эпохи «постхиппи» — эха революций конца 1960-х гг. Проникновение в психологию персонажа, удачная компоновка композиций, игра света и теней, ситуационный подтекст, — все это делает серию интересным феноменом в «неангажированной» фотографии советского периода.

Творчество Дины Ходжаевой – первой профессиональной женщины-фоторепортера Узбекистана – всегда отличалось предельной искренностью и высокими нравственными качествами. Ее фотографии никогда не были предназначены для массового просмотра и персональных выставок. Сегодня очевидно, что они являются сокровенным посланием художника остальному миру. Напоминая всем нам, что фотография – искусство «женского рода».

Ильдар Галеев

 
Дина Ходжаева. Фотографии без дублей
Дина Ходжаева. Фотографии без дублей
Дина Ходжаева. Фотографии без дублей
Дина Ходжаева. Фотографии без дублей
Дина Ходжаева. Фотографии без дублей
Дина Ходжаева. Фотографии без дублей
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года