Тонино Гуэрра. «Лантерны Толстого»

Тонино Гуэрра. «Лантерны Толстого»

11 — 23 сентября
Открытие 10 сентября в 17.00
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей личных коллекций
Волхонка,10

Поэт, кинодраматург и художник Тонино Гуэрра родился в небольшой деревушке Сан-Арканджело неподалеку от Римини (Италия) и прожил в этих краях всю жизнь. Однако, Тонино знают во всем мире: его работы отмечены многими престижными наградами: восемью «Пальмовыми ветвями» и несколькими «Оскарами».

В историю мирового кино итальянский драматург вошел как автор сценариев к фильмам «И корабль плывет…», «Амаркорд» Федерико Феллини, «Брак по-итальянски» Витторио де Сика, «Затмение», «Красная пустыня» Микеланджело Антониони, «Ностальгия» Андрея Тарковского.

Не менее известны акварели, керамика, коллажи Тонино Гуэрра. Рисовать он начал с раннего детства, уже в юности подрабатывал на жизнь, сотрудничая, как художник в газетах и журналах. Он подмечал мельчайшие детали в жизни обитателей своей деревушки, окрестных городков.

Новое обращение к изобразительному искусству относится ко второй половине жизни писателя. Кроме картин и рисунков, в его художественном диапазоне предметы декоративно-прикладного искусства – мозаики, керамические изделия, мебель.

Оценки творчества знаменитого итальянца, как и само его творчество, полны парадоксов. Известный российский сценограф Борис Мессерер говорит, что Тонино Гуэрра способен увековечить всё, к чему он прикасается, его искусство всегда актуально. В 2005 году Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на выставке «Скрипка Энгра». Второе призвание. ХХ век» уже знакомил публику с рисунками Тонино Гуэрры. Нынешняя экспозиция посвящена 30-летию первого визита художника в Россию. «Летом 2006 года,- рассказывает Тонино,- мы с женой были в Ясной Поляне, чтобы поклониться могиле Толстого. Наше любопытство привело нас позже на железнодорожную станцию, откуда писатель отправился в своё последнее путешествие. Мы посетили привокзальный музей, который меня заворожил. Я стал разглядывать маленький фонарь, которым ночью по обыкновению пользовался станционный смотритель. Подумал, что слабые отблески света, исходящие от этого простого и скромного предмета, могли остановиться и осветить уходящие шаги благородной фигуры. У меня сразу же возникла идея использовать этот фонарь как модель для увеличенных и измененных образов. Так и родились фонари-лантерны Толстого, которые можно рассматривать как скульптуры. Они могли бы освещать сады или воды (если укрепить фонари на плотах). Хотел бы, чтобы их свет напоминал те отблески, что остановились на мгновение на фигуре Толстого. Невероятный кузнец выполнил мои проекты. Его зовут Аурелио Брунелли, а стекла изготовила Клаудиа Аруццо. На выставке будет экспонироваться и подлинный фонарь станционного смотрителя, который послужил камертоном, импульсом к созданию скульптур-фонарей Тонино Гуэрра. Его любезно предоставил Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»

Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Франческо Росси, Андрей Тарковский, Тео Ангелопулос, Джузеппе де Сантис, Элио Петри, Марио Мониселли, Витторио де Сика, Паоло и Витторио Тавиани — длинный список имен, которые определяют историю кино и объединены одной связующей нитью, одним именем – Тонино Гуэрра. Он — поэт, художник, который исследует душу мира и людей, чтобы открыть их самые интимные секреты, глубоко спрятанные эмоции, мечты и надежды. Своей работой (не только в кино) он рассказывает нам о красотах природы, учит исследовать в малых вещах — цветах, реках, деревьях, камнях, ароматах — глубщкое значение нашего существования.

Мир, выдуманный Тонино, умещается в его кабинете в небольшом доме на горе, в итальянской деревушке Пеннабилли. Гуэрра пишет на диалекте своей области. Он парадоксален в простоте своих суждений и подчиняет себе с их помощью весь мир.
«Мой дом стоит так высоко,
что мне слышен кашель Господа».
Поэзия Тонино Гуэрра (с повторами и возвратами к старым темам) охватывает собой многие десятилетия – от первых стихов, написанных в немецком концлагере и увидевших свет в 1946 году, до сегодняшней всемирной известности, многочисленных престижных литературных премий и переводов на все языки мира.

Простые предметы жизни, которые его окружают, становятся для него приметами бытия, ненавязчивыми знаками подлинности существования. Они в порхающей бабочке, парящей птице, пауке, плетущем свою сеть, фонаре железнодорожника, фигурах и состояниях любви. На мир вокруг себя Гуэрра реагирует словом. В рожденных им бесхитростных метафорах нет сложной вычурности, натянутой аллегоричности. В предисловии к вышедшему в России сборнику стихов Тонино Гуэрра «Семь тетрадей жизни» Паола Волкова делает вывод: «При составлении этой книги мне стало понятно, что все направления его разностороннего творчества имеют единый состав – состав личности Тонино. И не надо выделять отдельно «кино» и «не кино». Просто кино имеет «массовость», в отличие, скажем, от поэзии и, тем более, прикладных форм творчества. Он Улисс, странствующий среди островов своей памяти. Только память его бесконечно расширена, ибо это память поэта. В этом потоке образов-метафор всё разом и рядом: запах пригоревших оладьев, шум сухой листвы, и муравей в лабиринте мирового ковра. Вся его литература – монтаж образов, ассоциаций, скрепленных ритмом.

Картина целого у Тонино складывается из малых драгоценных смальт: мира событий и воображения, дня сегодняшнего и бесконечности истории».

Именно из стихов Гуэрры вырастают его графика, керамика, роспись по льну, скульптура, фонтаны для парков. Особое отношение у Тонино Гуэрра к России, куда он приезжает регулярно. В России множество друзей, это художники, поэты, кинематографисты. Общаясь с ними, он стремится понять и оценить то, что так влечет его к этой стране: искренность, сказку наяву, неуловимую грусть. Окинуть взглядом просторы русской равнины, прислушаться к колокольному звону, прижаться спиной к деревянной стене храма – вот его стратегия восприятия этой страны. Здесь ему чудится близость к сказочной поре детства, к чему-то подлинному.

Премии, которыми награжден маэстро Тонино Гуэрра:

Премия Бьянки – фонд Пазолини – фестиваль Венеция 1997 год
Премия «Золотой глобус» за карьеру 1996-1997 – Ассоциация мировой прессы
Премия за вклад в мировое искусство международного конгресса «Ноев ковчег» 1999 год
Орден Дружбы народов – Россия, 2000 год.
Орден Чести – Грузия, 2000 год
Тонино Гуэрра — кавалер Большого Креста — ордена за заслуги перед Италией, вручен президентом Республики в 2002 году, Рим
Европейский «Оскар» – Европейской киноакадемии, 2002 год, Рим
Премия режиссера де Сика, врученная президентом республики Италии 2002 год, Рим
Премия Альтео Дольчини, Форли, 2002 г., — за вклад в искусство
Золотая медаль международного центра «Пио Манцу» 2000год – за заслуги перед Италией
Премия за поэзию – Ноннино
Премия за поэзию — Монтальчино
Почетный доктор наук университетов:
Урбино – Италия
Бордо – Франция
ВГИК – Россия, Москва
Университет кино – Россия, Санкт-Петербург
Почетный гражданин городов Италии – Рим, Равенна, Римини, Пеннабилли.
Литературные премии:
1972г — Премия Кардуччи
1984г — Премия Вьелла
1985г — Премия Гоццано
1986г — Премия Ноннино
1988г — Премия Пазолини
1994г — Премия Пиранделло
1997г — Премия Комиссо
1997г — Премия Аржентарио
Кинематографические призы:
Две премии «ОСКАР» за сценарии к фильмам «Амаркорд» — Ф.Фелини, «Ночь св. Лоренцо» — братья Тавиани
Почетное звание «Лучший сценарист Европы» присвоено I Конгрессом сценаристов и Европейской киноакадемией в ноябре 2004 года.
На Каннском фестивале в разные годы Тонино Гуэрра получил восемь призов «Пальмовая ветвь»: «Приключение», «Забрийски пойнт», «Блоу-ап» — М.Антониони, «Ночь св. Лоренцо» — Тавиани, «Амаркорд», «И корабль плывет» — Ф.Фелини, «Путешествие в Цитеру» Т.Ангелопулос.
За создание анимационного фильма «Лев с седой бородой» режиссера А.Хржановского на фестивале в Японии 1996 год, Лос-Анджелесе 1997 год – главный приз.
Тонино Гуэрра – почетный член Российской Академии художеств.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года