Георгий Пузенков. WHO IS AFRAID

16 октября – 2 декабря
Московский музей современного искусства
Ермолаевский переулок, 17

Георгий Пузенков, один из наиболее известных на Западе современных русских художников, привозит в Москву работы, которых столица либо вообще не видела, либо видела очень давно – в пору славных 80-х. Многие из этих работ уже выставлялись в ведущих музеях Европы, но никогда не были показаны в России, большая их часть создана автором специально для выставки в Московском музее современного искусства.

Проект организован галереей paARTnerproject при участии СибаритГрупп. Название «WHO IS AFRAID» – соименно одной из ключевых картин художника. Это первая большая выставка живописи Георгия Пузенкова в Москве с 2004 г. – после масштабного инсталляционного проекта в Третьяковской Галерее.

Для всех пяти этажей музея в Ермолаевском переулке Пузенков разработал специальную экспозицию. Зритель не увидит ни одной улыбки Моны Лизы, ставшей для многих чуть ли не его alter ego, и никакой другой апроприативной сюжетики. Работы разных периодов объединены прежде всего тем, что они – абстрактны, не изображают ничего объективно существующего и речь в них идет только о пространстве живописи. Будь то живописные полотна до 20–ти метров длинной, наполненные монохромным цветом или свободно льющейся краской, укрощаемой жесткой пиксельной ли¬нией, стирающей и создающей пространство заново, будь то картина–стена «WHO IS AFRAID» – центральная работа проекта, составленная из 145 элементов, или более камерные работы периода «Тактильной геометрии» – все они демонстрируют виртуозную свободу владения про¬странством и материалом.

В целом на выставке будут собраны около 300 произведений Георгия Пузенкова, созданных за последние 20 лет. Они включают в себя серии Digital Expressionism, Digital Action Painting и знаменитые «стертые картины», а также серию металлических скульптурных объектов, показываемых в Москве впервые. Драматургия развития экспозиции захватывает все пространство музея – начинаясь в вестибюле, ведет через лестничные пролеты, связывающие все этажи сквозной линией «материализовавшихся» в металле росчерков электронной кисти, достигающих трех метров высоты.

В творчестве Георгия Пузенкова нет заигрывания со зрителем. Его лаконичные работы, могущие показаться в каталогах принтами, созданы вручную. В новом проекте художник остается верен своей теме – теме пограничных пространств современного человека, живущего между дигитальным и аналоговым мирами. О проникновении этих миров друг в друга и идет речь в работах последних лет. По словам немецкого критика Ульриха Хаймана, «художник рассматривает дигитальное как упорядоченный суррогат аналогового, примитивную редукцию непостижимой сложности жизни, которая, тем не менее, нас глубоко впечатляет, т.е. обладает обратным действием на «аналоговое». В художественной полемике с мифом дигитального Георгий Пузенков поднимает в своей живописи тему пикселя, этого атома цифрового мира, в который трансформируются квадратные точки компьютерного изображения». Сам же Пузенков называет себя хранителем веры в ту чувствен¬но-тактильную составляющую искусства, которая «жила, жива и будет жить». «Для всякого нового нужно времени найти «формулу», в которой это «человеческое» измерение искусства будет существовать».

Георгий Пузенков – фигура отечественного современного искусства нового типа. Художник принадлежит к поколению, сформировавшемуся в 80-е и актуализирующему в своем творчестве достижения цивилизации конца ХХ – начала XXI века, сохраняя удивительную цельность и преданность ключевому фигуранту истории искусства – образу. Первые уроки рисунка и живописи Пузенков получил от дедушки, учившегося в Витебске вместе с Марком Шагалом. За спиной у него два высших образования – физико-математическое и художественный факультет Полиграфа. Наверное, поэтому в творчестве Пузенкова так органично соединяются, с одной стороны, актуальное искусство и история культуры, с другой – новейшие компьютерные технологии, создающие цифровые изображения.

Как емко сформулировал Виктор Мизиано, в проекте «WHO IS AFRAID» художник «исследует общее для сферы культурной прагматики и духовных переживаний чувство зыбкости и неустойчивости заданных условий, одолевающее человека в ХХI веке. Современный человек боится всего, неуверен ни в чем. Его может убить террорист, полицейский, заговорщик, священник, врач. Но главное, это проект о судьбе языка модернизма, темах абстрактного, формального порядка, порожденного и внесенного в ХХ век модернизмом, с которым Георгий Пузенков ведет диалог в ситуации, где размышления об этом наследии являются фактически определяющими на сегодняшний день».

К выставке будет издан объемный каталог на двух языках (русском и английском) со статьями ведущих российских и западных критиков. Также выставка будет сопровождаться рядом мероприятий, о которых будет объявлено дополнительно:

- регулярные экскурсии по выставке по спец-программе кураторов; ­- мастер-класс художника; ­- круглый стол с участием автора и крупных западных кураторов и музейных специалистов.

Дополнительные факты:

• Георгий Пузенков – автор первой в истории Государственной Третьяковской галереи инсталляции. Она называлась «Стена» и экспонировалась в ГТГ в 1993 году в сотрудничестве с галереей Ханс Майер.
• Георгий Пузенков в 1995 году выиграл в Высшем суде Гамбурга первый в истории процесс, обосновы¬вающий право современного художника на апроприацию. Проигравшей стороной выступил сам великий Хельмут Ньютон, обвинивший в Пузенкова в заимствовании сюжета картины «Power of Blue».
• Георгий Пузенков – единственный художник, чье произведение получило версию в нано-измерении и в таком виде побывало в космосе. Кремниевая пластинка размером 3 х 5 ми¬крон с рельефным изо¬бражением «Single Mona Lisa 1:1» в нано-измерении, составленном из отдельных молекул, была за¬паяна в прозрачный кристалл и передана ко¬мандиру корабля «Союз» Сергею Крикалеву. Ракета перенесла «Мону Лизу в микрокосмосе» в макрокосмос на борт Международной Космической станции, где она будет находиться всегда. Сама картина «Single Mona Lisa 1:1» (1996, холст, акрил, 70х70 см) также побывала в космосе. В 2005 году 15 апреля она была доставлена на борт МКС итальянским космонавтом Роберто Виттори. 10 дней картина участвовала в жизни Космической станции, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии и видео, сделанные на борту. Проект под названием Mona Lisa Goes Space был выставлен на 51 Венецианской Биеннале.
• Работы Георгия Пузенкова находятся в коллекциях: Государственной Третьяковской галереи (Москва); Государственного Русского музея (Санкт-Петербург); Московского музея современного искусства, Москва; Фонда Министерства культуры, (Москва); Музей Большого театра, (Москва); Музея Людвига в Русском музее, (Санкт-Петербург); Музеях Людвига Кельна и Кобленца (Германия); Людвиг–Форума (Аахен, Германия); Музея Виттена (Германия); Еврейского Музея Вестфалии (Дорстен, Германия); Музея Риттер (Штутгарт, Германия); Собрания Федеральной земли Хессен; Собрание Министерства Труда (Берлин); Собрания DaimlerBenz (Штутгарт), Собрания Банка Nord LB (Брауншвайг); Собрания Банка Solomon Oppenheim (Кельн); Собрания Немецкого Сбербанка (Штутгарт); La Reserve (Женева, Швейцария); собрания Рокфелеровского университета (Нью-Йорк, США); Музее Венецианской Биеннале и в многочисленных частных собраниях.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года