Мстислав Добужинский: От Литвы до Америки

Мстислав Добужинский: От Литвы до Америки

15 октября — 20 января
Галерея «Наши художники»
коттеджный поселок БОРКИ, д. 36
19-й км Рублево-Успенского шоссе
Ежедневно с 12.00 до 20.00

На выставке будет представлено более 150 работ выдающегося художника и сценографа – живопись, графика, эскизы костюмов и декораций к спектаклям из собрания Литовского музея театра, музыки и кино (Вильнюс), Национального музея изобразительного искусства им.Чюрлёниса (Каунас) и частных коллекций Москвы. Все работы были созданы Добужинским после его отъезда из России.

Мстислав Добужинский покинул Россию в 1924 году и всю оставшуюся жизнь активно работал в театрах Литвы, Германии, Англии, Франции и Америки. Член знаменитого объединения «Мир искусства», Добужинский оформил в 1910-е годы лучшие спектакли легендарного МХТ. «На протяжении пятидесяти лет (1907 – 1957), которые Добужинский отдал театру, он выполнил декорации и костюмы почти к двумстам спектаклям для более чем пятидесяти театров двадцати стран Старого и Нового Света» (А.Гусарова). Театр твердо занимал центральное место в творчестве Добужинского, хотя страсть к книжной графике или городскому пейзажу иногда побеждала его любовь к театру. Благодаря выставке публика сможет увидеть произведения, большей частью ранее не выставлявшиеся. Многие эскизы костюмов и декораций настолько выразительны, что по ним можно воссоздать образы спектаклей, реконструировать театральные впечатления, которые получали зрители. А впечатления эти были так сильны, что именно декорациям Добужинского публика аплодировала еще до выхода актеров на сцену!

На выставке будут экспонироваться эскизы к двадцати двум спектаклям. Работая над спектаклем, Добужинский решал самые разные художественные задачи: воссоздавал историческую атмосферу в многофигурных хрониках опере «Радвила Пяркунас» или драме «Королева Анна Английская»; сочинял сказочный, фантазийный мир в «Сказках Андерсена», «Коппелии», «Любви к трем апельсинам»; иронично играл стилями в «Мадемуазель Анго» или «Четырех грубиянах»; в декорациях отражал в декорациях трагические переживания героев в «Одержимых» (спектакль по роману «Бесы» Достоевского), и «Гамлете» Шекспира (режиссер Михаил Чехов). Многонаселенный театральный мир Добужинского – яркий, живописный, колоритный, предстанет перед зрителем в его многообразии и покажет масштаб дарования художника.

Кроме театральных работ будут выставлены графические и живописные станковые произведения художника: городские пейзажи – своеобразные «портреты» Паланги, Каунаса, Лондона, Парижа, Нью-Йорка; живописные произведения, в которых цвет становится решающим художественным средством «Деревянные куклы» (1927) и «Фокусник» (1920-е); многочисленные интерьеры, в которые художник вкладывал ощущение характеров населяющих эти жилища людей, в том числе – интерьер лондонской квартиры художника.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года