Выставка «Перед распутьями земными…»

Винсент Ван Гог «Пейзаж в Овере после дождя» 1890г.

2 декабря 2007 — 27 января 2008
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Волхонка,12

Выставка «Перед распутьями земными…» посвящена теме пути в изобразительном искусстве на протяжении четырех веков: от ХVП столетия, когда на смену старого средневекового мировоззрения приходит понимание важности земного пути человека, к ХХ веку – торжеству прогресса, эпохе нового овладения пространством земли и космоса.

На выставке будут представлены произведения разных стилевых направлений: библейские сюжеты, пейзажи, марины, жанровые сцены, а также футуристические и утопические фантазии художников-авангардистов из российских и зарубежных собраний. Выставка проводится в рамках ХХVП музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» где прозвучат сочинения И.С.Баха, Моцарта, Бетховена, Р.Шумана, Шуберта, Мессиана.

»- Что там? Чьи там сани?
- Чьи там поезда?
- Снежный вальс рояля
катится сюда?»

Эдуардас Межелайтис
«Контрапункт»

XVII век выбран отправной точкой экспозиции «Перед распутьями земными…» потому, что он — эпоха великих открытий Галилея, Кеплера, Ньютона. В это время завершается переход от поэтически-целостного восприятия мира, характерного для ренессансных ученых, мыслителей и художников, к духовным и научным исканиям. Взгляд, ранее прикованный к небесам, как главному ориентиру мироустройства, обращается к земле – к интересам человека с его проблемами и делами. В искусстве различных европейских стран формируется классицизм и барокко, начинает все больше утверждаться реализм.

В отличие от эпохи Возрождения, для живописи ХVП века характерна передача образов и явлений в движении. Художники стремятся изображать изменчивую повседневную жизнь крестьян, бюргеров, мир окружающих человека вещей, реальные мотивы природы. Выставка «Перед распутьями земными…» посвящена теме пути в жизни человека. Условно она состоит из нескольких разделов. Первый из них рассматривает путь как категорию духовную, от прозрения религиозного к светской погруженности в глубины собственного «Я». Здесь экспонируются и «Бегство в Египет» Якоба Йорданса, и «Архимед» Доменико Фетти, голландские пейзажи, марины. Во втором разделе выставки представлен ХVШ век и начало Х1Х столетия. Тема пути в её светском аспекте: овладение земным пространством. В живописи этого периода преобладают сюжеты, взгляды в даль – вглубь и вширь: Верне «Утро. Туман на Капри», Киндерманс «Даль».

В следующем разделе речь идет не столько о теме пути, сколько о дороге, о том, куда она ведет. Своеобразным контрапунктом этого раздела является пейзаж И.Левитана «Владимирка» (1892г). Изображая низкий горизонт, художник создает ощущение нескончаемости тяжкой дороги, уходящей в неведомую даль. Одинокая фигурка калики перехожего у голубца с иконой – песчинка в бескрайней и горестной России. Но там, в беспредельном далеке, то ли как ориентир, то ли как символ надежды белеет маленькая сельская церквушка. Во «Владимирке» художнику удалось не только передать свои натурные впечатления, но и выразить средствами пленэрной живописи социальные настроения. Художник М.В.Нестеров назвал «Владимирку» «образцом русского исторического пейзажа». К этому разделу относится и полотно Жана Батиста Грёза «Первая Борозда», здесь путь становится местом бытовых событий – «работающая дорога». В этот же ряд можно поставить эскизы к «Бурлакам на Волге» Ильи Репина.

В последующее время образ пути стал неотъемлемым воплощением идеи прогресса, устремленности в будущее. Строятся железные дороги, происходит овладение воздушным пространством, человек устремляется вперед, вверх, к звездам. Символами прогресса, заполняющими картины, стали Эйфелева башня, телеграфные столбы, фабричные трубы, металлические мосты, аэропланы.

Но вместе с восторженным видением, которое присутствует в картинах Анри Руссо «Мост в Севре» (1908 г), упоением футуристических образов Натальи Гончаровой «Аэроплан над поездом» (1913г) и утопическими фантазиями архитекторов авангарда приходит тревога, ощущение безысходности и бесцельности этого пути. Первые трагические ноты зазвучали в знаменитой «Прогулке заключенных» Ван Гога. Цветовая гамма полотна, несмотря на всю её сдержанность и приглушенность, разработана художником с большим разнообразием оттенков, противопоставлением и сближением тонов. Наклоненные головы, согнутые спины, тяжелые шаги… Движение то нарастает, то замирает, но никогда не прекращается. За фигурами людей по земле скользят их тени – зыбкие, подобные спицам вращающегося колеса. Ощущение безысходности кругового движение заключенных усиливается активной ролью «среды». В картине не только утрированна перспектива, здесь изгибаются даже очертания каменных плит. Среди фигур узников наиболее индивидуализирована центральная фигура, в которой угадываются портретные черты самого художника. В этом образе заключенного воплощены представления Ван Гога о месте художника в современном ему обществе. «До чего же убога наша собственная подлинная жизнь, жизнь художников, влачащих жалкое существование под изнурительным бременем трудового ремесла»,- писал Ван Гог в одном из писем к другу летом 1888 года.

Человек и его путь в истории… Каждый художник решает этот философский вопрос по-своему. У Юрия Пименова в картине «Новая Москва» (1937г) — это строитель, созидатель ценностей прогресса, новой, красивой жизни, у Бориса Кустодиева в «Большевике» (1920г) это разрушитель устоев, шагающий по головам ради поставленной цели, у Ван Гога это художник, лишенный свободы творчества. Но каков бы ни был ответ, на поставленный вопрос, на выставке зритель увидит и пройдет тот путь, по которому четыре века в истории искусства шагали разные европейские живописцы, оставив нам на полотнах свои размышления и сомнения, свои тревоги и радости.

Органичной составляющей экспозиции «Перед распутьями земными…» станет ХХVП Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» В различных концертах (среди произведений других композиторов) прозвучит немало камерных сочинений Иоганна Себастьяна Баха. «Музыка его живописна, поскольку темы и мотивы обусловлены живописной ассоциацией идей… Хоралы Баха – подлинные гравюры Дюрера в музыке, большие хоральные прелюдии – гравюры, увеличенные до размеров большой станковой живописи», — писал один из лучших исследователей творчества И.С.Баха Альберт Швейцер.

Тема «Пути» в музыкальной программе фестиваля понимается прежде всего и главным образом как перипетии человеческой судьбы, духовных исканий, сложного мира человеческих чувств. «То, о чем говорит музыка, — это человек во всех его проявлениях», — писал гениальный композитор и дирижер Густав Малер.

 
«Перед распутьями земными…». Винсент Ван Гог. Прогулка заключенных
«Перед распутьями земными…». Винсент Ван Гог. Прогулка заключенных
«Перед распутьями земными…». Ж.-Б. Грез. Первая борозда
«Перед распутьями земными…». Ж.-Б. Грез. Первая борозда
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года