Петр Оцуп. Пространство Революции: Россия. 1917-1941

8 ноября — 2 декабря
Московский музей современного искусства
Тверской бульвар, 9 (галерея «Зураб»)

Bыставка организована в связи с 90-летием
Октябрьской революции в России

Диапазон оценки исторического события и его действующих лиц многосложен ровно в той степени, в какой событие определило времена и судьбы будущего. В этом смысле Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России – один из ключевых мировых катаклизмов XX века.

В эпоху синтетического осмысления отечественной истории прошлого столетия выставка оригинальных фотографий Петра Оцупа – проект, соединяющий подлинные произведения первой половины XX века и современную научную и художественную интерпретацию. Впервые зрителю будет представлено уникальное собрание РГАКФД: 142 выставочные фотографии, экспонировавшиеся на прижизненных выставках Петра Оцупа в 1940, 1947 и 1956 годах. Также в составе экспозиции фотографии из собрания музеев «Горки Ленинские» и истории фотографии, Санкт-Петербург.

Петр Адольфович Оцуп (1883-1963) – выдающийся российский фотограф. В ряду классических произведений этого автора, вошедших во все издания мира, посвященные историческим событиям XX века, портреты Ленина, видных деятелей русской революции 1917 года, свидетельства масштабности революционных событий 1917 года, портреты выдающихся деятелей русской культуры и первых лиц Советского государства 1920 –1930-х годов.

Участвовал в качестве фотографа в русско-японской войне; работал в журнале «Огонек» с 1900 года; снимал Льва Толстого, Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина и многих других «звезд» дореволюционной России; первая персональная выставка П. Оцупа состоялась в Петербурге, последняя прижизненная — в 1956 в Москве. С 1918 по 1935 работал фотографом в Кремле, кроме того, в 1918-1921 снимал на фронтах Гражданской войны, позже неоднократно сопровождал членов Советского правительства в поездках по стране. В 1962 награжден орденом Ленина.

До сих пор произведения Оцупа принимают участие в выставках по истории России XX века и публикуются в литературе во многих странах мира.

Есть художники, чье призвание – поиск языка, обретение новых форм, открытие новых горизонтов. Но есть те, кто, родившись в эпоху перемен, считают своим долгом запечатлеть как можно полнее и точнее свое время. Петр Оцуп из их числа. Фотограф, фоторепортер, мастер «кремлевских портретов» 1920-1930-х. Как многие, кто оставил свой след в истории русской революции, благодаря ей он вышел на авансцену из тени: ученик фотографа, молодой фоторепортер, он становится в 1918 году ведущим официальным портретистом новой власти. Долгие годы его снимки украшали первые полосы журналов и газет, его имя было на слуху: по рисункам его снимков делался барельеф на ордене Ленина, изображения вождя на советских деньгах. Персональная выставка Оцупа, собранная в 1940 году, объехала 49 городов СССР. В конце жизни он становится живой фотографической легендой; его текст « Как я фотографировал Ленина» вводит в обращение фразу, якобы сказанную Лениным : « Историческое значение фотографии очень великою Картина художника не может так быстро и точно зафиксировать события, как фотоснимок. Делайте поменьше снимков отдельных лиц, уделяйте больше внимания массам, старайтесь зафиксировать события». В 1960-х эта фраза стала отчасти толчком к изменению статуса фотографии в советском обществе, развитию фотоклубного движения, реформированию языка репортажной фотографии, постепенно превратившейся за годы правления Сталина в откровенную постановку.

О самом Оцупе и в 1970 – 1990-х писали много, но чаще противопоставляли его творчество знаменитому русскому конструктивизму, фотографии Родченко. Считалось, что сюжет на снимках Оцупа застыл и архаичен, как на репортажных фотографиях дореволюционной России. Оцуп действительно был ярким представителем старой школы профессиональной фотографии, был мастером света и многофигурных сцен. Но только масштабное знакомство с его наследием позволяет увидеть, как этот художник создавал в своих фотографиях исторические композиции, до сих пор впечатляющие зрителя грандиозной панорамой событий 1920 – 1930-х годов. Многие приемы съемки Оцупа начала 1920-х опередили стиль того времени и даже спустя десятилетие не были осмыслены в полной мере. Выставка 150 авторских отпечатков позволяет представить, сколь отличается масштаб этого мастера от сложившегося в советской литературе о нем представления.

Выставка фотографии Петра Оцупа в ноябре 2007 года – своего рода подведение итогов ХХ века и открытие забытого за последние годы пространства революции в России 1917-1941 годов.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года