«Шедевры мирового искусства в Доме Пашкова». Выставка Christie's в Москве

«Шедевры мирового искусства в Доме Пашкова». Выставка Christie\\\'s в Москве

19 — 20 октября
Дом Пашкова
вход со Староваганьковского пер.

19 октября в Москве будет открыта выставка самых выдающихся произведений живописи и прикладного искусства из тех, что собраны аукционным домом Christie's для торгов в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге.

Это собрание живописи и прикладного искусства с XVI до XXI века специально сформировано для экспонирования в России – выставку, которая будет открыта два дня, более никто и нигде не увидит. Уникально и место поведения мероприятия – знаменитый Дом Пашкова впервые откроет свои двери для посетителей выставки после 20 лет реставрации. Выставка станет самым дорогим предаукционным показом, который когда-либо проводил Christie's.

Эд Долман, президент Christie’s International:
Для нас большая честь проводить выставку в отреставрированном доме Пашкова, который по праву считается одним из символов российской столицы. Великолепие и величие этого особняка во многом повлияли на подбор экспозиции – мы выбрали самые выдающиеся шедевры из наших торгов этой осени в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге, чтобы показать их Вам здесь, в Москве. Работы на этой выставке – это топ-лоты ведущих аукционов, которые мы проводим этой осенью. Эта выставка стала возможной для нас благодаря сотрудничеству с Российской Государственной библиотекой и Газпромбанком – мы благодарны им за помощь»

Экспозиция будет включать выдающиеся произведения искусства разных эпох и направлений, от старых мастеров до работ современных художников. В честь этого события в Россию прибудут первые лица аукционного дома Christie’s из Лондона и Нью-Йорка.

Виктор Федоров, директор Российской Государственной библиотеки:
«Знаменательно, что первым мероприятием в возрожденном Доме Пашкова станет выставка выдающихся шедевров мировой живописи, предваряющая начало новой жизни архитектурного памятника в третьем тысячелетии. Более полувека в этом здании располагался знаменитый Румянцевский музей, и сегодня, спустя столетие, мы снова рады принимать у себя шедевры мировой живописи».

На выставке в Доме Пашкова будут представлены 35 произведений, с XVI по XXI век. Произведения старых мастеров крайне редко появляются на арт-рынке, и каждый раз это событие становится сенсацией. На выставке Christie’s будет представлено две работы старых мастеров.

Появление на выставках произведений великого голландского живописца Яна Вермера – всегда событие выдающееся. Однако появление его произведения на арт-рынке – факт уникальный. В настоящий момент только две работы Вермеера в мире находятся в частных руках, все остальные сосредоточены в музеях; в российских музеях и частных коллекциях его произведений нет. «Святая Пракседа» Яна Вермеера является самой ранней из всех известных его немногочисленных работ, оно написано около 1655 года. Полотно восходит к работе флорентийского живописца Феличе Фиккерелли, прозванного Рипозо. Но повторив основные элементы его композиции, голландский мастер придал им новую живописную интерпретацию, в которой можно увидеть черты его зрелой манеры. «Св. Пракседа» представляет исключительный интерес как одно из редких произведений раннего периода творчества художника.

«Этюд молодого человека в анфас и профиль», написан Питером-Паулем Рубенсом около 1615. Эта работа, маслом на доске — - этюдом для изображения одного из волхвов на огромном многофигурном полотне «Поклонение волхвов», которое ныне хранится в Музее изящных искусств города Лиона во Франции. Этюд происходит из коллекции Энтони Филипса, одного из основателей компании Philips Electronics.

Произведения импрессионистов и модернистов традиционно считаются одними из самых великих ценностей, созданных человечеством за последние два века. Естественно, что на арт-рынке раздел произведений импрессионистов и модернистов является самым востребованным; по данным аукционного дома Christie’s рост объемов продаж в этом секторе рынка составил в первом полугодии 2007 года 41%.

Полотно «Весна», 1872 года, Камилля Писсаро принадлежит серии «Времена года», которая считается одним из важнейших произведений раннего импрессионизма. Ранее хранившиеся в различных частных собраниях, четыре картины этого цикла были воссоединены. На аукционе в Нью-Йорке 6 ноября 2007 года серия «Времена года» впервые за долгие годы будет представлена полностью. Пейзаж «Кассис. Мыс Каналь». 1889 года можно назвать программным в творчестве одного из основоположников неоимпрессионизма, Поля Синьяка. В ней художник разрабатывает собственную живописную систему, он пишет мелкими, похожими на точки, мазками чистых цветов.

«Натюрморт с фруктами» создан Полем Гогеном в 1892 году, в первый таитянский период», и представляет собой редкий для художника тип произведения. За время пребывания в Полинезии художник обратился к жанру натюрморта лишь дважды.

Среди всех мастеров модернизма Амедео Модильяни – одна из самых привлекательных и загадочных фигур. Среди портретов, созданных им, выделяется целая серия образов друзей-художников, представителей парижской богемы. На «Портрете скульптора Оскара Мещанинова», 1916 года, изображен уроженец Витебска, поселившийся на Монпарнасе в том же доме, что и Модильяни. Время создания этого портрета совпало с моментом возвращения Модильяни к живописи после нескольких лет увлечения скульптурой. В работах 1916 года постепенно намечаются черты знаменитой «классической манеры» — плавная округлость линий, вытянутые шеи, пустота глаз.

«Голова женщины (Дора Маар)», 1941 года – онин из лучших примеров творчества главного гения искусство ХХ века, Пабло Пикассо. Пикассо создал множество образов своей возлюбленной Доры Маар, хотя она никогда не позировала художнику. Эти портреты один из критиков назвал «картинами не глаза, но сердца».

Искусство последних десятилетий, послевоенное и современное, ныне вызывает самый острый интерес публики, искусствоведов и коллекционеров. Если говорить о росте объемов продаж Christie’s по отдельным направлениям, то наиболее высокие показатели в первом полугодии 2007 г. продемонстрировало послевоенное и современное искусство – рост составил 132%. Поэтому неудивительно, что среди самых примечательных (и дорогих) произведений на выставке является работа Энди Уорхола. Это «Лиз», знаменитый портрет Элизабет Тейлор, созданный в конце 1963 года, он входит в серию из 30 изображений актрисы. Находившаяся в зените своей славы после съемок фильма «Клеопатра», американская кинозвезда превращена лидером поп-арта в знаковый образ. Около половины произведений, представленных на выставке, составляет русское искусство конца XIX – 1 половины ХХ века. Именно объемы продаж русского искусства в последние годы растут самыми высокми темпами. За период с 2001 по 2006 год объемы продаж Christie’s в этом секторе увеличились более чем в 7 раз. B главная заслуга в этом принадлежит русским коллекционерам, которые возвращают его на родину.

После невероятного интереса публики и рекордных цен, достигнутых на работы Константина Сомова (аукционы Christie’s 2005, 2006 и 2007 гг.), Christie’s предлагает на своем предстоящем ноябрьском аукционе 15 живописных полотен и подборку графики из частной европейской коллекции – вряд ли в ближайшее время на арт-рынке появится сравнимая коллекция работ знаменитого «мирискусника». Полотно «Отдых на прогулке», 1939 года представляет эту коллекцию на выставке в Москве.

Знаменитый русский авангард представлен на выставке «Натюрмортом с сиренью» 1905 года Натальи Гончаровой, работы которой в настоящее время являются самыми дорогими среди русских художников. Так, полотно представительницы русского авангарда «Сбор яблок» установило рекорд стоимости $9,801,988 на торгах 18 июня 2007 года. Прежде чем обратится к нео-примитивизму в конце 1900 годов, Наталья Гончарова создала ряд работ в выразительной импрессионистической и пост-импрессионистической манере, к которым относится данное полотно.

Художник русского авангарда, знаменитый портретист Юрий Анненков будет представлен на выставке «Портретом Александра Тихонова». Юрий Анненков, один из колоритных персонажей русской эмиграции на парижской арт-сцене, был самым востребованным портретистом в послереволюционной России. Он писал и советских политических лидеров (Владимира Ленина, Льва Троцкого, Сергея Зиновьева) и людей искусства (Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Максима Горького). «Портрет писателя Тихонова» отличается своей необычной техникой – это сочетание живописи маслом в кубистическом стиле, с коллажем и рельефной моделировкой. Портрет выставлялся в 1924 году на XVI Международной биеннале в Венеции, и безусловно является самой значительной работой Юрия Анненкова в частных зарубежных коллекциях.

В небольшом разделе прикладного искусства на выставке безусловно царит «Ротшильдовское» яйцо фирмы Карла Фаберже. «Ротшильдовское» яйцо никогда ранее не было известно широкой публике, так как более ста лет не покидало пределов знаменитой семьи. «Ротшильдовское» яйцо – несравненное по качеству произведение прикладного искусства. Оно необычно большое, со сверкающей гравировкой по цветному золоту, и покрыто эмалью одного из самых характерных и любимых Фаберже оттенков – прозрачной розовой. На лицевой стороне яйца расположен циферблат часов, внутри оно содержит сюрприз – механического петушка. Каждый час усыпанный бриллиантами петушок выскакивает из под откидной крышки на верхушке яйца, хлопает крыльями, кивает головкой, открывает и закрывает клюв и кукарекает. Яйцо имеет под эмалью клеймо самого знаменитого мастера фирмы Фаберже, Михаила Перхина.

 
«Шедевры мирового искусства в Доме Пашкова». Выставка Christie\\\'s в Москве
«Шедевры мирового искусства в Доме Пашкова». Выставка Christie\\\'s в Москве
«Шедевры мирового искусства в Доме Пашкова». Выставка Christie\\\'s в Москве
«Шедевры мирового искусства в Доме Пашкова». Выставка Christie\\\'s в Москве
«Шедевры мирового искусства в Доме Пашкова». Выставка Christie\\\'s в Москве
«Шедевры мирового искусства в Доме Пашкова». Выставка Christie\\\'s в Москве
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года