Бестиарий XX века

В. Яковлев. Две кошки. 1990-е. Бумага, гуашь

28 сентября — 30 ноября
Галерея «На Ленивке»
ул. Ленивка, д. 6/7, под. 2, эт. 3
м. «Кропоткинская»
Ежедневно с 10.00 до 19.00, кроме вск
вход свободный
телефон: 299-11-60

Над выставочным проектом работали Е. Воронина, Н. Реброва, М. Агафонова.

В живописи ушедшего столетия произведения в жанре анималистики занимают обширную нишу, хотя и не самую главную. Тем не менее, история развития анималистики не менее значительна и интересна, чем история возникновения и формирования других жанров изобразительного искусства.

В первобытные времена животные играли важнейшую роль в человеческом обществе. Им поклонялись, приносили дары. Первобытные художники умели несколькими штрихами изображать зверей и птиц с такой точностью и живостью, что и сегодня буквально летящие по стенам пещер рисунки вызывают восхищение тонкой наблюдательностью живописцев. Со временем религиозные образы вытеснили анималистику в живописи, но животный мир – сказочный и настоящий – по-прежнему будоражил воображение художников.

Средневековые бестиарии, представлявшие собой иллюстрированные книги по зоологии с описанием животных в стихах и прозе, почти все имеют сказочную основу. В них изображения реальных животных перемежаются изображениями зверей экзотических, о которых рассказывали соотечественникам возвратившиеся из далеких странствий путешественники и исследователи, и фантастических – пришедших из легенд и сказаний драконов и единорогов, грифонов и сирен, на поиски которых отправлялись герои преданий. Выставка «Бестиарий», открывшаяся в московской галерее «На Ленивке», — интереснейшая ретроспектива русской анималистической живописи, начиная с 1890-х годов. Живописные, графические и скульптурные произведения из частных коллекций, собранные в нескольких залах галереи, дают представление о творчестве не только крупнейших мастеров этого жанра, чьи произведения стали классикой живописного искусства, но и художников малоизвестных, а подчас и забытых, но оставивших яркий след в истории анималистики.

«Галерея нашла свой стиль работы с этим непростым материалом, что дает ощущение возможностей, богатства жанра, который обычно находится где-то на периферии художественного сознания и культуры», — считает искусствовед Юрий Яковлевич Герчук. Самые ранние произведения, представленные в галерее, созданы в конце XIX – начале XX веков. В основном это живописные работы маслом, среди них — полотна кисти А. Степанова, А. Архипова, Л. Туржанского, входивших в Союз русских художников. Для этого периода развития анималистики характерно изображение животных как неотъемлемой части окружающей среды. Таковы пейзажные этюды Л. Туржанского (1910-е), в которых лошади, коровы, куры чаще дополняют пейзаж, чем становятся героями картины.

Одной из любимых тем живописца и педагога А. Степанова, работавшего в пейзажно-анималистическом жанре, были сцены охоты. Именно этой теме посвящено его большое полотно, занимающее центральное место в экспозиции, — «Охота на волка» (1890-е годы). Не меньший интерес представляют удивительные по колориту эскизы «Борзые», «Лось» (1910-е годы) и рисунок углем «Тетерева на току», в котором тонко передано состояние природы. Очень выразительны картина А. Архипова «Лошадь» (1900-е) и яркая, задорная работа Н. Тархова «Петух» (до 1911).

Довольно широко представлена на выставке графика ученика А. Архипова и А. Степанова — офортиста М. Доброва, любившего рисовать животных, и офорты, рисунки и скульптуры работы И. Ефимова — пожалуй, самого лучшего анималиста XX века. Среди графики Доброва неожиданно смотрится «Голова собаки» (1903) — филигранный по цвету и фактуре «портрет», написанный художником в редкой для него технике живописи маслом. Этот этюд борзой собаки с грустными глазами настолько живо передает настроение животного, его звериное изящество и благородство, что при взгляде на картину невольно очеловечиваешь этот образ.

Рисунки И. Ефимова поражают своим разнообразием. Здесь и реальные животные – пума, гиена, верблюды, лось, и сказочные – хищный грифон и грустный единорог. Ефимов любил рисовать карандашом, но не меньше его увлекало вырезание из бумаги птиц и зверей. Эти бумажные фигурки часто служили эскизами для его скульптур. Но художник считал, что «лепить со зверей непосредственно чем-то легче, чем рисовать». Выразительные, великолепно передающие пластику животных скульптуры «Зебра», «Лань с детенышем», «Кошка с шаром» и другие — стали прекрасным дополнением к экспозиции так же, как и скульптуры работы В. Ватагина, Л. Гадаева, Н. Фаворского и С. Цигаля.

Выставка получилась очень насыщенная и многоплановая. Нельзя не упомянуть замечательные акварели еще одного мастера анималистического жанра – скульптора, графика, живописца В. Ватагина, иллюстрировавшего научные издания и детские книги; тонкие, воздушные акварели А. Фонвизина, поэтичные рисунки Т. Мавриной.

Анималистика второй половины XX века представлена искусными монотипиями Р. Барто, графикой Д. Митрохина, работами художников-нонконформистов — экспрессивным рисунком «Рыба» Ю. Соостера, для которого этот образ был одним из главных в его творчестве, фантастическим рисунком В. Кропивницкой и яркими по колориту работами В. Яковлева.

Отдельный раздел экспозиции посвящен книжной иллюстрации. Среди экспонатов – знаменитые рисунки В. Серова к басням Крылова, создающие реальный и в то же время иносказательный образ животного.

Кроме этих работ, на выставке можно увидеть динамичную графику В. Фаворского, у которого звери часто были героями рисунков и гравюр. Это иллюстрации к «Рассказам о животных» Л. Толстого (1932), книге М. Пришвина «Жень-шень» (1933). Привлекают внимание работы мэтра ленинградской школы книжной графики – В. Лебедева, привнесшего в детскую книгу плоскостные, обобщенные, но экспрессивные и забавные изображения. Талантливый художник, создатель концепции новой детской книги, Лебедев, как и другой иллюстратор – В. Конашевич, после 1936 года был обвинен идеологами советского искусства в том, что изуродовал своими рисунками книги С. Маршака – слишком живыми, веселыми, даже ироничными показались им иллюстрации Лебедева. Детская книга на продолжительное время лишилась ярких, самобытных иллюстраций. По счастью, сборник С. Маршака «Сказки, песни, загадки», тираж которого в 1936-м не был выпущен в продажу, был переиздан в 1970-х, все-таки с иллюстрациями В. Лебедева и обложкой, эскиз которой делал художник, и порадовал не одно поколение юных читателей. На выставке можно увидеть оригиналы обложки этого сборника и листовой иллюстрации Лебедева к произведениям Маршака «Цирк», «Тихая сказка».

Представлены в экспозиции литография, выполненная известным графиком и писателем Е. Чарушиным к книге М. Пришвина «Зверь бурундук» (1936 г.), и графические работы В. Курдова, иллюстрировавшего под руководством В. Лебедева книги для отделения детской и юношеской литературы Госиздата. Иллюстрации В. Курдова к произведениям В. Бианки «Лесная газета» и Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» давно уже стали классикой. Несколькими мазками черной туши художник умел создавать гармоничную картину жизни природы, передавать животных в динамике погони, смертельной схватки.

Екатерина Гоголева

 
А. Архипов. Лошадь. 1900-е. Холст, масло
А. Архипов. Лошадь. 1900-е. Холст, масло
В. Фаворский. Слон. Иллюстрация к «Рассказам о животных» Л. Толстого. 1932. Ксилография
В. Фаворский. Слон. Иллюстрация к «Рассказам о животных» Л. Толстого. 1932. Ксилография
Ю. Соостер. Рыба. 1961. Бумага, цветные карандаши
Ю. Соостер. Рыба. 1961. Бумага, цветные карандаши
В. Серов. Умирающий лев. 1898. Бумага, карандаш
В. Серов. Умирающий лев. 1898. Бумага, карандаш
В. Кропивницкая. Брод. 1965. Бумага, смешанная техника
В. Кропивницкая. Брод. 1965. Бумага, смешанная техника
В. Ватагин. Лань. 1944. Бумага, карандаш, акварель, белила
В. Ватагин. Лань. 1944. Бумага, карандаш, акварель, белила
М. Добров. Голова собаки. 1903. Холст, масло
М. Добров. Голова собаки. 1903. Холст, масло
И. Ефимов. Верблюд. 1920-е. Бумага, карандаш
И. Ефимов. Верблюд. 1920-е. Бумага, карандаш
И. Ефимов. Единорог. 1910-е. Бумага, гуашь
И. Ефимов. Единорог. 1910-е. Бумага, гуашь
А. Зверев. Петух. 1971. Бумага, цветные карандаши
А. Зверев. Петух. 1971. Бумага, цветные карандаши
В. Курдов. Мышки. Иллюстрация к книге В. Бианки «Лесная газета». 1928. Бумага, тушь
В. Курдов. Мышки. Иллюстрация к книге В. Бианки «Лесная газета». 1928. Бумага, тушь
В. Лебедев. Иллюстрация к книге стихов С. Маршака. 1930-е. Бумага, акварель
В. Лебедев. Иллюстрация к книге стихов С. Маршака. 1930-е. Бумага, акварель
Р. Барто. Сомики. 1972. Бумага, монотипия
Р. Барто. Сомики. 1972. Бумага, монотипия
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года