«Борис Кустодиев и художники Поволжья»

?Борис Кустодиев и художники Поволжья?

21 ноября — 22 декабря
Галерея искусств «KGallery»
Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 24
Ежедневно 12.00 — 19. 00

В контексте возрождения интереса к России, ее истории и культуре 21 ноября 2007 года Галерея искусств «KGallery» открывает выставку, отсылающую к истокам традиций русской школы живописи, — «Борис Кустодиев и художники Поволжья».

Галерея искусств «KGallery», уже представлявшая публике выставки художников Бориса Григорьева, Кузьмы Петрова-Водкина и др., открывает новую экспозицию и демонстрирует целый пласт произведений художников русского Поволжья. Ведущее место, как в истории русского изобразительного искусства, так и в экспозиции, бесспорно, занимает Борис Кустодиев.

Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) — русский художник родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878. Учился в петербургской Академии художеств (1896–1903), где его наставником был И.Е.Репин. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста (И.Я.Билибин, 1901, Петербург). Позднее с 1908 увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. В годы Первой русской революции 1905–1907 Кустодиев выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта». Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф.И.Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка (Большевик, 1920, Третьяковская галерея). Хотя в 1916 паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои работы в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н.С.Лескова; Русь Е.И.Замятина; обе работы – 1923; и др.) и сценографии (Блоха Замятина во 2-м МХАТе, 1925; и др.).

Работы Бориса Кустодиева — замечательного мастера отражения характера русского быта и русской души — украшают залы Русского музея и Третьяковской галереи, однако особый интерес представляют работы, попавшие в частные собрания. Именно такие редкие произведения – всего около 20 полотен — будут представлены на выставке «Борис Кустодиев и художники Поволжья». Особый интерес коллекционеров и ценителей русской живописи вызывают портреты «Девушка с чашкой (портрет Марии Шостакович)», «Портрет Е. И. Грековой», «Портрет художницы А. П. Остроумовой-Лебедевой», подлинные рисунки для иллюстрирования произведений русских классиков, а также эскизы к церковным росписям.

Кроме Кустодиева, Поволжье воспитало целую плеяду блестящих мастеров, работы которых находятся в частных собраниях Петербурга. В экспозиции «KGallery» будет представлено творчество современников художника и волжских живописцев поздних лет, таких как В. Борисов-Мусатов, П. Уткин, П. Кузнецов, К. Петров-Водкин, Н. Фешин, С. Герасимов, Н. Тимков и др., творивших в различных жанрах.

Экспозицию выставки «Борис Кустодиев и художники Поволжья» дополнит коллекция традиционных русских костюмов, характерных для отражаемой на полотнах эпохи. Также в рамках выставки состоится презентация каталога произведений, представленных на ней.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года