История в лицах

23 октября — 23 ноября
Галерея «Новый Эрмитаж»

Галерея «Новый Эрмитаж» имеет привычку устраивать экспозиции хорошей живописи. 23 октября в галерее открылась выставка «Мои современники», на которой представлены работы 1960-80-х годов из собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро. С тем, что коллекция их совершенно замечательна, вряд ли найдутся желающие поспорить. Работы из этой коллекции неоднократно экспонировались на разных площадках, а прошлогодняя выставка в Музее личных коллекций показала собрание, равное которому сейчас собрать, наверное, уже невозможно – и не только из-за постоянно растущих цен, но и потому, что работы подобного качества на рынке уже практически не встречаются. Но если в МЛК основной акцент был сделан на живописи и графике начала ХХ века (символизм и авангард), то на нынешней выставке в «Новом Эрмитаже» показана другая часть коллекции – период, который принято называть «вторым авангардом», «нонконформизмом», «неофициальным искусством».

Экспозиция называется лаконично и емко – «Мои современники». Пожалуй, именно этим она в первую очередь и ценна – здесь представлен целый этап истории ¬– и изобразительного искусства, и коллекционирования. Истории того времени, когда работы создавались в мастерских без надежды быть выставленными в государственных музейных и выставочных залах, и покупались там же, у художников, теми, кто был вхож в их непризнанный круг и разделял их «неформальные» творческие порывы.

Выставка «Мои современники» могла бы стать отличным наглядным пособием для желающих изучить искусство советского андеграунда 60-80-х годов – здесь представлены все основные фигуры этого периода: В.Вейсберг, Н.Вечтомов, А.Зверев, Д.Краснопевцев, Е. и Л.Кропивницкие, В.Немухин, Л.Мастеркова, О.Рабин, Д.Плавинский, Б.Свешников, В.Ситников, Е.Рухин, Э.Булатов, О.Целков Л.Борисов, Ф.Инфанте-Арана, В.Калинин, Н.Нестерова, А.Харитонов, М.Шварцман, В.Яковлев, Э.Неизвестный и другие (один лишь список авторов слишком длинен для воспроизведения, а помимо живописи и графики есть в экспозиции скульптура и фарфор). Среди работ есть характерные, есть непривычные, есть просто поразительные и уникальные. Одна из таких – небольшая живописная работа Дмитрия Краснопевцева «Пьеро» 1975 года. Монографическая выставка этого художника открылась неделей позже в частном музее Игоря Маркина, там представлено множество работ разных периодов и можно до бесконечности отслеживать развитие творческого метода и взгляда и сравнивать натюрморты 50-х и 70-х годов, но ничего подобного этому маленькому «Пьеро» там вы не найдете. Это какой-то совершенно необычный и, кажется, единичный опыт художника, приоткрывающий ту грань его дарования, которая не нашла никакого продолжения в дальнейшем творчестве.

Еще одна работа, заслуживающая отдельного внимания, – из разряда ценностей не только художественных, но и исторических. Пожалуй, ею можно было бы иллюстрировать название и суть выставки «Мои современники» Анатолий Зверев «Портрет Валерия Дудакова». И, наконец, третья работа, пройти мимо которой, не остановившись, невозможно – живописный опыт хозяина всего этого разнообразия, живописный экзерсис Валерия Дудакова, коллекционера и внимательного современника.

Ирина Осипова

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года