1682 год. Кровавый рассвет. Стрелецкий бунт и восшествие на престол Петра I.

1682 год.  Кровавый рассвет.   Стрелецкий бунт и восшествие на престол Петра I.

15 ноября 2007 — 15 января 2008
Государственный исторический музей
Красная площадь, д. 1

Название выставки адресует к увертюре («Рассвет на Москве-реке») великой оперы М.П. Мусоргского «Хованщина», единственному музыкальному произведению, посвященному событиям 1682 года. Именно тогда, в мае 1682 г., решением Боярской Думы на престол был возведен малолетний Петр Алексеевич, и воцарение будущего преобразователя России сопровождалось невиданной по накалу политических страстей кровавой схваткой вокруг трона. Ударной силой выступили десять полков московских стрельцов, «преторианская гвардия» российских государей. Таким образом, и стрелецкий бунт, и начало правления Петра оказались связаны не только хронологически, но и стали прологом к одному из самых напряженных и ярких периодов истории России – эпохе реформ и преобразований первой четверти XVIII в.

Цель выставки, приуроченной Историческим музеем к двум юбилеям – стрелецкого бунта 1682 года и восшествия на престол Петра I – рассказать о московских событиях 325- ти летней давности и исторических судьбах их участников. На выставке представлены портреты и графика, вещевой и нумизматический материал, документы из ГИМ и РГАДА, а также уникальная чугунная литая плита – фрагмент одного из первых гражданских памятников России конца XVII в., воздвигнутых в связи с противостоянием стрельцов и царя Петра.

Среди графических изображений стрелецкого бунта 1682 г. уникальными художественными достоинствами и точностью отличаются миниатюры рукописного Жития Петра Великого, составленного П.Н. Крекшиным. Сама редчайшая книга – гордость собрания отдела рукописей ГИМ. На выставке демонстрируется компьютерная презентация миниатюр рукописи П.Крекшина, рассказывающих о событиях 1682 г. О самих стрельцах расскажут оружие и предметы амуниции, графика и картографические материалы. Важнейшее место занимают электронные увеличения – реконструкции внешнего облика стрельцов и знамен стрелецких полков.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года