«Анатолий Каплан (1902-1980) Живопись, графика, скульптура, керамика» (из собрания Исаака и Людмилы Кушнир Санкт-Петербург)

8 декабря — 20 января
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Музей личных коллекций
Волхонка, д. 10

Выставка произведений Анатолия Каплана из петербургской частной коллекции семьи Кушнир продолжает серию проектов нашего музея, знакомящих зрителя с современными собраниями отечественного искусства ХХ века. Особенно ценно то, что собиратели знали художника при его жизни и поддерживали его творчество. Благодаря Исааку и Людмиле Кушнир московские зрители смогут увидеть первую персональную выставку Анатолия Каплана, дающую представление о творчестве этого яркого и глубокого художника.

Анатолий Львович Каплан (1902-1980) известен как выдающийся художник, иллюстратор, представитель ленинградской школы графики, открывший новую страницу в искусстве литографии. Его графические произведения получили мировое признание. Работы Анатолия Каплана хранятся в музеях Ватикана, Нью-Йорка, Иерусалима, Амстердама, Лондона, в Дрезденской картинной галерее, в национальной галерее Канады и других.

Однако графическая составляющая – это всего лишь одна грань творчества мастера. Его наследие включает и живопись, и скульптуру, и керамику. В этих различных материалах Каплан неоднократно обращался к одним и тем же темам, сюжетам, героям, всякий раз добиваясь иного образного звучания. Камерное, и, казалось бы, замкнутое пространство его искусства наполнено множеством интонационных оттенков — от лирики до трагедии. На выставке будут представлены серии цветных и черно-белых литографий на темы классиков еврейской литературы Шолом-Алейхема и Менделе Мойхер-Сфорима («Заколдованный портной», «Тевье-молочник», «Стемпеню», «Фишка Хромой»); изысканные в своем линейном минимализме офорты, посвященные местечку Рогачёву; рисунки, исполненные твердыми и мягкими карандашами, углем; пастели, гуаши; керамические рельефы, поражающие богатством мотивов и удивительным колоритом. Впервые зрители увидят живописные произведения художника.

Творчество Анатолия Каплана, вне зависимости от жанров и видов материалов, связано с национальной еврейской культурой в России. «Каплан рисовал то, что знал, понимал, любил, что оставалось вечным и неизменным», — неоднократно подчеркивали критики. Пристальное внимание к глубинным вопросам бытия, общечеловеческое гуманитарное содержание произведений Анатолия Каплана выводит его искусство за рамки национального.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года