Выставка из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких

Дарбес (Darbes), Иосиф Фридрих Август (1747-1810). Портрет М.И. фон Бока. 1780

23 ноября — 15 декабря
Музей-квартира И.Д. Сытина
Тверская, 12, кв. 274
Режим работы: пн-пт 11.00-18.00, вход свободный

Выставки из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких в музее – квартире И. Сытина становятся традицией. Экспозиция, собранная коллекционерами на этот раз необычна во всех отношениях. Тонкое знаточество, вдохновенный труд и удача в течение одного только 2007 года вознаградили Татьяну и Сергея результатом, который без преувеличения можно назвать блестящим.

Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, представленные на выставке по подбору, высочайшему качеству исполнения, сохранности — памятники музейного значения. И это происходит на фоне нового увлечения русской историей 18-19 веков и повсеместной моды на этот период русского искусства и «россики».

Неизменен интерес собирателей к портрету. Выставку можно рассматривать как первую публикацию доселе неизвестных живописных работ А. Антропова, В. Боровиковского, Дж. Доу, акварелей П.Ф. Соколова, рисунков А. Егорова, миниатюр М. Даффингера и А. Ритта, скульптуры Н. Пименова и Ж..-Д. Рашетта так изысканно рассказавших нам о внешнем облике и душах целого поколения людей.

Подписи к иллюстрациям

1. Дарбес (Darbes), Иосиф Фридрих Август (1747-1810)
Немецкий художник-портретист. Учился в рисовальной школе при копенгагенской Академии художеств у М.Прейслера и К.Пило (с 1759). Путешествовал по Германии, Голландии, Франции, Польше, Курляндии. В 1773-1785 работал в Петербурге. С 1786 – профессор портретной живописи и член берлинской Академии художеств. Работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее.
Портрет М.И. фон Бока. 1780 год. Холст, масло; 60 х 45 см. (овал). Слева внизу: «Darbes pinx 1780». На обороте холста надпись, переведенная при дублировке: «M.J. v. Bock Sarenhoff».

2. Антропов Алексей Петрович (1716-1795)
Известный русский живописец. Сын солдата лейб-гвардии Семеновского полка. С 1732 – ученик Канцелярии от строений в Петербурге, с 1739 состояд в ее «живописной команде». Учился у Л.Каравакка, А.Матвеева, М.Захарова и И.Вишнякова. Писал образа для Троицкой церкви в Петербурге (1745). Участвовал в росписях Третьего Зимнего дворца (1744), Нового Летнего дворца (1748), церкви Царского Села (1749), Аничкова дворца и нового Оперного дома (1750), Андреевского собора в Киеве (1752-1755), нового зала Головинского дворца в Москве (1755-1758). В конце 1750-х занимался у П.Ротари. С 1759 – живописный мастер Московского университета. С 1761 – надзиратель за иконописцами и живописцами Синода. Имел частную школу живописи. Среди его учеников – Д.Левицкий.
Портрет офицера гвардейской пехоты. 1763 год. Холст, масло; 60 х 46 см.. В левом нижнем углу: «A:Antropoff 1763». Данная картина относится к серии портретов московской аристократии, над которой художник работал в 1762-1763 гг., одновременно с оформлением торжеств по случаю коронации Екатерины II. К этому же циклу относятся портреты семейства Бутурлиных из собрания Государственной Третьяковской галереи и портрет Колычева из Государственного Исторического музея.

3. Егоров Андрей Егорович (1776-1851)
Известный живописец и график. Родился в калмыцкой семье. Учился в Воспитательном доме в Москве. В 1787-1792 – в историческом классе петербургской Академии художеств у И.Акимова и Г.Угрюмова: в 1794 и 1795 награжден малой и большой серебряными медалями, в 1796 – знаком отличия, в 1797 получил звание классного художника. С 1798 – учитель рисования в Академии. В 1800 признан «назначенным» в академики. В 1803-1807 – пенсионер Академии в Италии. С 1807 – адъюнкт-профессор и академик. В 1809-1811 – учитель рисования императрицы Елизаветы Алексеевны. С 1812 – профессор исторической живописи, с 1831 – профессор 1-й степени, с 1832 – заслуженный профессор. В 1840 был уволен из Академии по личному распоряжению Николая I. Автор многочисленных храмовых работ (в т.ч. – для Казанского собора). Среди его учеников – К.Брюллов и А.Иванов. Богоматерь с младенцем. 1-я четверть XIX века. Бумага, карандаш; 21,2 х 14,1 см.

4. Тарелка с изображением балаклавских греков. 1800-е годы. Фарфор, надглазурная роспись; диаметр – 24 см.. Роспись выполнена по натурному рисунку Х.Г.Г.Гайсслера (Geissler) (1770-1844) для издания П.С.Палласа «Путешествия по южным областям Российской империи в 1793 и 1794 годах» (Лейпциг, 1799-1801). Балаклавские греки — жители островов Архипелага, принявшие участие в русско-турецкой войне 1766-1774 гг. на стороне России, а после заключения Кучук-Кайнарджийского мира были объединенные в Балаклавский батальон для охраны береговой полосы — от Севастополя до Феодосии. В 1797 г. император Павел I повелел вооружить их по греческому обряду и обмундировать цветом красным и зеленым «по их обычаю».

5. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)
Известный русский живописец. Сын художника Л.И.Боровиковского, у которого брал первые уроки. В 1774 вступил в Миргородский полк и в первой половине 1780-х вышел в отставку в чине поручика. В 1788 переехал в Петербург, где обучался у Д.Левицкого и И.Б.Лампи Старшего. С 1794 – назначенный, с 1795 – академик портретной живописи, с 1802 – советник петербургской Академии художеств. 2. Портрет барона Сердобина. Середина 1800-х годов. Холст, масло; 68 x 55,5 см.. Барон Сердобин – один из девяти незаконнорожденных детей князя Александра Борисовича Куракина (1752-1818). Изображен в мундире кавалера ордена св. Иоанна Иерусалимского (пожалован в 1804). Портреты братьев и сестер портретируемого кисти Боровиковского, видимо, составлявшие единую серию, хранятся в Саратовском художественном музее им. Радищева, в Киевском музее русского искусства и в частном собрании в Москве.

 
. Антропов Алексей Петрович (1716-1795). Портрет офицера гвардейской пехоты. 1763
. Антропов Алексей Петрович (1716-1795). Портрет офицера гвардейской пехоты. 1763
Тарелка с изображением балаклавских греков. 1800-е годы. Фарфор
Тарелка с изображением балаклавских греков. 1800-е годы. Фарфор
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825). Портрет барона Сердобина. Середина 1800-х годов
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825). Портрет барона Сердобина. Середина 1800-х годов
Егоров Андрей Егорович (1776-1851). Богоматерь с младенцем. 1-я четверть XIX века.
Егоров Андрей Егорович (1776-1851). Богоматерь с младенцем. 1-я четверть XIX века.
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года