«Стихия света»

Диптих Николы Овчинникова ?Плюс, Минус?

18 — 23 декабря
Государственный центральный музей современной истории России

Выставка «Стихия света» – очередной культурологический опыт РАО «ЕЭС России». Язык современного искусства оказывается созвучным модернизационному пафосу реформ электроэнергетической сферы России. Инвестиция в творчество расширяет образ компании, «синхронизирует», в соответствии с названием одного из перспективных проектов, темпы рыночного и социально-культурного развития.

Основная тема выставки – превращение воды, ветра, солнца, земли, то есть богатств ее недр (нефти, газа, торфа, угля) в энергию, подвластную человеку, в электричество. При этом сам факт творчества оказывается метафорой «превращения энергий» и «укрощения стихий» — действий необходимых, но неоднозначных.

Три «линии превращений» — из недр земли, из воды, из воздуха/солнца – так концепция выставки отразилась в видео-инсталляции Сергея Шутова «Луч. Посвящение Михаилу Ларионову». В пятиметровой, «трехгранной воронке» природные материалы перерабатываются в цивилизационные.

Видеоработа Андрея Кулакова «Мнение эксперта» – один из ключей к выставке «Стихия Света». Байкальский шаман Валентин Хагдаев убежденно рассказывает о преимуществах альтернативных источников энергии — экологическая аналитика постепенно превращается в молитвенный речетатив о Матери-земле, небе и Солнце.

Чудо или парадокс превращения энергий можно увидеть в работе Дмитрия Цветкова «Город» (два выключателя, подведенных к композиции, позволяют зрителю включить или звезды на небе, или окна в домах). Электрические приборы и провода Аглаи Крыловой сделаны из глины. Русская печка Максима Илюхина сохранила традиционную форму, но обрела новые электрические технологические возможности – от нее «питается» и серия «электрических автопортретов» Викентия Нилина, и сюрреалистические предметы быта Оксаны Стоговой.

Фотографии Франсиско Инфанте соединяют понятия «видимость» и «гармония», то что так легко дается художнику, сложно и почти недостижимо в масштабе производственной реальности.

Андрей Кужавский и Станислав Жицкий «превращают» игру слов: их стол сервирован розетками и вилками, разумеется, электрическими, к тому же серебрянными и плюс к этому еще и не совпадающими в своих американских-японских-европейских-российских стандартах. Стол, таким образом, сервирован еще и как компас.

Не только объекты, инсталляции и видео – живопись и графика также представлены на выставке. Правда, на «Портрете энергетика» сквозь масляные краски снова блестят огоньки, а на диптихе Николы Овчинникова «Плюс, Минус» эти основополагающие символы движения электрического тока образуются в «лабиринте» образов классической живописи. В литографиях Виктора Гоппе — ироническое повествование о противоборстве Грома и Молнии.

Два особых раздела выставки озаглавлены «Укрощение света» и «Империя Света». Гирлянды и светящиеся объекты, созданные художниками – это полуразвлекательное-полусрьезное, иногда декоративные, иногда концептуальные работы. Среди авторов – знаменитый немецкий художник, работающий со светом — Миша Кубаль.

Отдельный зал занимает инсталляция «Империя света», посвященная разработке и подготовке к выходу новой образровательной игры-стратегии, связанной с электроэнергетикой.

 
 Франсиско Инфанте. Фотография
Франсиско Инфанте. Фотография
?Стихия света?
«Стихия света»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года