Александр Древин и Надежда Удальцова. «Вопреки эпохе»

24 января — 25 февраля
Галерея «Дом Нащокина»
Воротниковский пер, 12
М. «Маяковская»
Цена билетов – 50 и 150 руб.

Выставка русских экспрессионистов 20-х – 30-х гг. ХХ века

Галерея «Дом Нащокина» первая в нашем художественном сообществе делает совместную выставку двух выдающихся мастеров, оказавших огромное влияние на последующие поколения свободных и ищущих! На открывающейся выставке будут представлены более 60 уникальных работ из частных коллекций, а также полотна из собрания Третьяковской галереи.

Казнь случилась 26 февраля 1938 года. Его привезли вместе с другими арестантами на Бутовский полигон, поставили на край ямы спиной к своим палачам. Послышался лязг передернутых затворов. Он вдруг представил краски которые легли бы на холст с названием «Расстрел», и в тот же миг свинцовая пуля остановила ход мысли. Последнюю картину он нарисовал лишь в собственном воображении. Для художника Александра Древина его земная жизнь трагически оборвалась, чтобы началась другая жизнь – в искусстве, которое вечно.

Уникальная пара Александр Древин и Надежда Удальцова — это сплав двух самобытных талантов, которые пошли своим путем. С одной стороны, они семейная пара, с другой — два мощнейших таланта, которые, переплетаясь в творчестве, оказывали непомерное влияние друг на друга. В поисках художественного назначения, Удальцова и Древин создали целый ряд шедевров. И хотя в начале 20 века их искусство не могло приниматься в условиях советской действительности, сегодня их работы оценены по достоинству.

Своим искусством Александр Древин очень адекватно выразил свое время. Его живопись, это то, что мы сейчас думаем о сталинской эпохе. В пустынных и странных пейзажах его полотен видна та потаенная правда, из-за которой его расстреляли.

Его фактурная живопись — результат своеобразной техники. Наряду с кистью художник писал шпателем, ножом, а то и пальцами, ладонью. Так станут работать позже, в 1970-е. В смысле живописности Древин очень многое в русском искусстве второй половины ХХ в. предвосхитил. Недаром его впоследствии называли русским Ван Гогом

В 20-е годы Надежда Удальцова входила в группу так называемых «Амазонок русского авангарда». Группа оказались в центре бурных дискуссий о том, какое искусство нужно новому времени. Потеряв в сталинских репрессиях мужа, Удальцова вопреки всем невзгодам нашла в себе силы чтобы сохранить и спасти коллекцию работ Александра от конфискации и уничтожения, выдав их при обыске за свои. Лишь в 1959 году Надежда вместе с сыном Андреем Древиным подготовили для выставки в Риге работы Александра Древина, впервые показанные и увидевшие свет после более чем двадцатилетнего забвения.

25 января 1961 года Удальцова скончалась в Москве.

РАСШИРЕННЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ

Вопреки – так одним словом можно охарактеризовать судьбы Надежды Удальцовой и Александра Древина. В жизни этих неординарных людей изначально, с самого рождения, существовало множество «вопреки». Жизнь «вопреки и наперекор» не просто слова!

Они не должны были встретиться. Он – сын латвийского рабочего, окончивший мореходную школу, она – старшая дочь офицера из Орла. Слишком далеко друг от друга, слишком разные пути сулила им жизнь. Но в 1892 семья Надежды Андреевны переезжает в Москву, и в 1914 сюда же эвакуируют семью Древина. И вот уже нет ничего невозможного для их встречи. Они поженились в 1919 году. «Известие о нашем браке встретило оппозицию»,- так написал в своем дневнике Древин.

Творчество Александра Древина и Надежды Удальцовой опережало время и понимание, являясь новаторством вопреки мнению сложившейся системы и мировоззрению обывателей. Вопреки сложившимся канонам Древин стремится открыть новый путь в искусстве, считая, что достижения авангарда, в том числе и его собственные, не являются конечной и безусловной точкой творческих исканий. Он всегда был новатором и ни на кого не оглядывался. Одним из первых он обратил внимание на примитивное искусство, оставив неизгладимый след в живописи своей жены — Надежды Удальцовой. Интерес к авангардным поискам привел к появлению беспредметных супрематических работ в их творчестве.

В 20-е годы Надежда Удальцова входили в группу так называемых «Русских амазонок» или «Амазонок русского авангарда». Группа оказались в центре бурных дискуссий о том, какое искусство нужно новому времени: следует ли развивать традиционные его формы или же станковое искусство должно уступить место производственному его варианту. И если художницы Любовь Попова и Варвара Степанова полагали, что в новой эпохе нет места для устаревшей картины, то Надежда Удальцова последовательно отстаивала самоценность станковой живописи.

В 1931-м Древин выставился с группой «Тринадцать» — последним на тот момент объединением, которое в поиске нового живописного языка не делало различия между дилетантами и профессионалами. В том же году «Тринадцать» были закрыты. А после роспуска всех художественных группировок в 1932 году Древин все больше и больше расходится с официальной линией.

В 1933 году Удальцова и Древин подвергаются резкой критике как формалисты. «Мои работы последних трех лет (Урал, Алтай, Армения) отмечены критикой как формалистические, имели учебный характер, цель которого – повышение средств живописного выражения и художественного мастерства»,- писал в своей автобиографии Александр Древин.

«Кто не знает во мне... скрытую душу, может, видит неприглядную картину: упрямую несговорчивую женщину, меняющую свои намерения и привязанности, лишь неизменную в работе. Они не понимают, что все это движется по одному пути к одной цели, и цель эта — - работа... Все наши потуги на картину вполовину лишь потуги»- писала в своем дневнике Удальцова.

Работы Древина нарекли «бездарностью» или «антисоветскими происками». В молодости, еще в Риге, Древин входил в круг латышских анархистов, все члены которого подверглись репрессиям. Это и позволило обвинить его в антисоветской деятельности, снять со всех постов и расстрелять. В ночь с 16 на 17 января 1938 года художник был арестован и вскоре приговорен к высшей мере наказания «за контрреволюционную деятельность». 26 февраля 1938 года приговор был приведен в исполнение.

Потеряв в сталинских репрессиях мужа, Удальцова вопреки всем невзгодам нашла в себе силы чтобы сохранить и спасти коллекцию работ Александра от конфискации и уничтожения, выдав их при обыске за свои. Лишь в 1959 году Надежда вместе с сыном Андреем Древиным подготовили для выставки в Риге работы Александра Древина, впервые показанные и увидевшие свет после более чем двадцатилетнего забвения.

25 января 1961 года Удальцова скончалась в Москве.

На выставке будет представлено более 60 работ выдающихся живописцев ХХ века Александра Древина и Надежды Удальцовой из Государственнной Третьяковской галереи и частных собраний. В 2004 году в галерее «Дом Нащокина» с огромным успехом проходила выставка «Русский экспрессионизм». На ней было представлено более 60 работ, созданных Александром Древиным, Артуром Фонвизиным и Анатолием Зверевым: мятежные, непримиримые, опередившие свое время, непонятные простому обывателю. Художники уникальные каждый по своему, но у них есть общее: безудержная экспрессия, тяга к неизведанному, новому и гражданская позиция в условиях сталинского режима и авторитаризма.

Вполне естественно, что сегодня мы делаем выставку — «Вопреки эпохе». Уникальная пара Александр Древин и Надежда Удальцова — это сплав двух самобытных талантов, которые пошли своим путем. С одной стороны, они семейная пара, с другой — два мощнейших таланта, которые, переплетаясь в творчестве, оказывали непомерное влияние друг на друга. В поисках художественного назначения, Удальцова и Древин создали целый ряд шедевров. И хотя в начале 20 века их искусство не могло приниматься в условиях советской действительности, сегодня их работы оценены по достоинству. Наша галерея очень горда тем, что мы первые в нашем художественном сообществе делаем совместную выставку двух выдающихся мастеров, оказавших огромное влияние на последующие поколения свободных и ищущих!

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года