«Невидимое»

Проект галереи ПРОУН  ?Невидимое?

30.01.08 – 17.02.08
Галерея ПРОУН
ВИНЗАВОД. Центр Современного Искусства
4-й Сыромятнический переулок, д. 1 стр. 6
вторник – воскресенье, с 12.00 до 20.00

Проект галереи ПРОУН «Невидимое» представляет скульптурные рисунки мастеров 1920-1930-х гг. и современных художников.

Скульптурные рисунки – отдельный графический жанр, который, с одной стороны, носит очевидный «подготовительный» характер, а с другой – обретает известную уникальность, поскольку запечатленные образы остаются единственными, исполненными на двухмерной поверхности и зачастую вообще уникальным свидетельством о «нереализованной» скульптуре.

Видение скульптора сопряжено с ощущением пространства, формированием трехмерных объемов, и рисунок приближается к «плану» воплощения, в нем происходит постепенное выявление трехмерной формы. Исполненные в академическом духе рисунки Кольцова, Сары Лебедевой не просто эскизы с натуры, но кропотливый процесс выработки объема, постепенного узнавания в материале; они фиксируют момент выхода из графической абстракции, свободных натурных штудий в область физической реальности, живого пространства, органичного «вхождения» в него.

Иной тематический аспект выставки представляют образы до-материала и вне материала – значительный блок составляют, например, винтажные снимки скульптур и ассамбляжей Александра Архипенко, фотографии воплощенной супрематической пластики Давида Якерсона – они живут в своеобразном «бумажном» отстранении от реальных объектов (кстати, почти не сохранившихся), возвращая нас к «чистоте» первичного эскиза.

Специфика графических опытов скульпторов заключается в присутствии абсолютной вертикали, четкого положения в пространстве, где всегда есть «верх» и «низ»; даже супрематические элементы подчиняются земному притяжению (в работах Якерсона, Чашника, Ермилова). Вообще, скульптура, кажется, наиболее последовательно сохраняет канон, регулируемый техническими законами этого вида искусства (у скульптора в распоряжении в любую эпоху только инструмент и «вещество», будь то мрамор, бронза, дерево, гипс, воск и т.д.), требующий от художника безупречного чувства пространства и материала. Поэтому органичным дополнением скульптурным рисункам 1920-30-х гг. кажутся произведения современных художников группы АЕС+Ф (серия эскизов к «Последнему восстанию»), Владимира Немухина и Георгия Франгуляна.

На выставке будут представлены скульптурные рисунки и эскизы Д. Якерсона, И. Чашника, Н. Суетина, В. Ермилова, С. Лебедевой, Б. Сандомирской, С. Кольцова, винтажные фотографии скульптур А. Архипенко, группы АЕС+Ф, В. Немухина, Г. Франгуляна.

Проект осуществлен при поддержке Московского Дома фотографии

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года