«Русский стиль Елизаветы Бём»

«Русский стиль  Елизаветы  Бём»

23 ноября 2007 — 24 февраля 2008
«Музей открытки» Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, д. 3
Ежедневно (кроме пт и последнего чтв месяца)
Часы работы – с 12.00 до 18.00.

С 23 ноября 2007 года по 24 февраля 2008 года в Музее открытки Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве проходит уникальная выставка работ русской художницы Елизаветы Бём, хорошо известной в конце 19 — начале 20 века своими открытками и силуэтами.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова) (1843-1914) окончила Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. В числе ее наставников были И. Крамской, П. Чистяков. С 1868 года она стала участвовать в художественных выставках, а в 1870 году получила поощрительную медаль от Академии художеств за рисунки животных акварелью и карандашом. С середины 1870-х Бём обратилась к искусству силуэта, и, по мнению современников, ей не было в этом равных. Силуэтами работы Ел. Бём иллюстрировались произведения Н. Некрасова, И. Тургенева, Л. Толстого, И. Крылова и других писателей и поэтов.

Работы Бём получили широкое признание не только в России, но и за рубежом. Она была награждена золотыми и серебряными медалями в Париже, Милане, Брюсселе, в Америке.

Дети и сельская жизнь – основные темы ее творчества. Долгое время в нашей стране имя художницы было забыто: открытки не переиздавались, не было и книг, посвященных ее творчеству, о силуэтах тоже почти не вспоминали. Разве что в 1987 году в ленинградском издательстве «Детская литература» был издан сборник произведений русских писателей о крестьянстве и жизни деревни «Крестьянские дети», в который вошли стихотворения Н. Некрасова, отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», рассказы Л. Толстого, тургеневский «Бежин луг», чеховский «Ванька», произведения Есенина, Серафимовича, Платонова, Никитина и других. Различные сборники русской классики издавались и переиздавались, и этот сборник был бы одним из многих, если бы не силуэты Ел. Бём, которыми он проиллюстрирован, благодаря чему стал довольно редким изданием.

Иллюстрации, шмуцтитулы – это выписанные с мельчайшими подробностями силуэты детей. Простые, но в то же время трогательные сюжеты: два маленьких рыболова замерли на берегу речки, ожидая поклевки; девочка с лукошком грибов остановилась отдохнуть под мохнатой елью; за мальчиком с салазками бежит пушистая собачонка, кошка умывается в траве. Малейшие детали, будь то бабочки или травинки, грива жеребенка или мальчишечьи вихры, выписаны с мастерством художника, тонко чувствующего мир детей и русской природы.

Сегодня ценность этих иллюстраций в том, что Ел. Бём, будучи современницей большинства писателей и поэтов, чьи произведения вошли в сборник, живописала деревню и ее маленьких жителей своего времени.

Выставка «Русский стиль Елизаветы Бём» — большое и давно ожидаемое событие для коллекционеров и любителей открытки, а также всех ценителей творчества художницы.

По словам искусствоведа, коллекционера открыток П. Д. Цуканова, среди экспонатов много подлинников, редчайших литографий и гравюр, а пасхальные и рождественские открытки – предмет поиска многих филокартистов и особой гордости их обладателей. Выставка приурочена к выходу в свет книги искусствоведа С. А. Чапкиной-Руга «Русский стиль Елизаветы Бём» — самого полного на сегодняшний день исследования творчества художницы — и названа так же, как и книга.

Именно коллекция С. Чапкиной-Руга составила экспозицию, основная часть которой посвящена акварелям Ел. Бём для пасхальных и рождественских открыток. С любовью исполненные образы детей на этих открытках вызывали восхищение современников. Художница сопровождала открытки стихами К. К. Романова, А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова.

Ел. Бём — автор более 300 оригинальных композиций для открытых писем. Это было редчайшим явлением в искусстве того времени. Здесь надо отметить, что художница руководствовалась в своем творчестве народнической идеей о доступности искусства массам. Книги, иллюстрированные силуэтами, и открытки были тиражными изданиями и как нельзя более соответствовали ее представлениям. Ел. Бём сотрудничала со многими издателями, но больше всего с И. С. Лапиным, «Ришаром» и Общиной св. Евгении. В Общине в 1898 году вышли ее первые открытки: «Сердце сердцу весть подает» с изображением девочки в вензеле «С» и «Мальчик с грамотой 189…». В 1900-х годах вторую открытку переиздали, изменив на грамоте дату на «19…».

Ел. Бём создала целые серии открыток: «Былинные герои», где на портретах детей в древнерусских богатырских костюмах был помещен текст былин, «Времена года — загадки» с текстами загадок, «Великие люди». Серию «Народы России» составляют портреты детей в национальных костюмах. Во «Временах года» запечатлены сценки, характерные для каждого сезона. Героини серии «Типы Л. Н. Толстого» – Катюша из «Воскресенья», Наташа из «Войны и мира», Анна из «Анны Карениной», Маланья из «Тихона и Маланьи». Нежные, воздушные открытки серии «Пасхальная» и открытки, посвященные Рождеству, покоряют своей искренностью и полны очарования.

Как рассказывает С. Чапкина-Руга, «Бём была широко известна современникам, ей посвящено много статей того времени, ее вспоминали И. Репин, М. Врубель. Последний написал ее портрет, который тоже есть на выставке. В конце 19 века Бём была единственной писавшей силуэты. Художница делала автолитографии, что для 1870-х годов было редкостью. Тогда эти работы выполняли типографы, а художники к ним вернулись уже в начале 20 века. Елизавета Бём сама переносила рисунок на литографский камень, а печатник потом печатал тираж. А в конце 19 века Бём была единственным художником, который создавал эскизы для росписи фарфоровой посуды».

Детство – самая чудесная пора жизни, воспоминания о нем долгие годы согревают нас теплом. Это время открытий и мечтаний, зарождения дружбы, появления первых нежных привязанностей. Выставка в Музее открытки – прекрасная возможность не только увидеть работы Ел. Бём во всем их многообразии, но и еще раз вспомнить собственное детство.

Екатерина Гоголева

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года