«Павел Муратов – человек серебряного века»

?Павел Муратов ? человек серебряного века?

4 марта — 20 апреля
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Волхонка,12

Выставка «Павел Муратов – человека серебряного века» посвящена памяти П.П. Муратова — автора знаменитых «Образов Италии» (первой глубокой интерпретации итальянского искусства на русском языке), выдающегося историка искусства начала ХХ века. Круг его интересов был необычайно обширен. Он являлся хранителем итальянской живописи в Московском Публичном и Румянцевском музеях, писал о различных художественных собраниях, событиях художественной жизни в журналах: «Аполлон», «Старые годы», «Золотом Руне», издавал свой собственный журнал «София», написал первую русскую монографию о Сезанне, занимался переводами, писал пьесы и рассказы.

Неоценим его вклад в деле изучения древнерусской живописи. Муратов одним из первых открыл не иконографический, а глубоко художественный характер русской иконописи, систематизировал памятники, большей частью находящиеся тогда в частных собраниях и старообрядческих домах, написал первый том истории русского искусства И.Э. Грабаря, вышедший в 1914 году.

Муратова глубоко волновали события современного ему художественного процесса, происходившего в России, что нашло отражение в его публикациях и монографических очерках о Кончаловском, Серове, Репине, Коровине, Борисове-Мусатове, Нестерове, Ульянове.

Непросто сложилась судьба ученого после революции. Однако, находясь в эмиграции, он неизменно научно осмысливал и популяризировал русское искусство за рубежом. Несколько изданий на европейских языках выдержали его монографии о византийском и древнерусском искусстве.

На выставке будут представлены документальные материалы, публикации, книги Павла Муратова, фотографии его семьи. В экспозицию включены произведения итальянской школы, атрибуцией которых он занимался в Румянцевском музее, иконы из собрания И.С. Остроухова, несколько офортов Пиранези, воссоздающих образ Рима, картины Сезанна, большие акварели Борисова-Мусатова, работы Нестерова и Кончаловского, графика Н.П. Ульянова – большого друга Муратова и компаньона в его итальянских путешествиях 1907 и 1912 годов.

Выставка призвана показать все грани творчества Павла Муратова – яркого представителя культуры «серебряного века», времени, которое Николай Бердяев очень точно назвал «русским духовным ренессансом».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года