«Иван Дергилёв – классик советской открытки»

?Иван Дергилёв ? классик советской открытки?

15 марта – 18 мая
«Музей открытки» Всероссийского музея декоративного-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, д. 3

Выставка «Иван Дергилёв – классик советской открытки» — первая масштабная экспозиция работ одного из выдающихся мастеров отечественной поздравительной открытки второй половины XX века. Выставка, сформированная на основе коллекции семьи художника и коллекции музея, позволяет познакомиться с его богатым творческим наследием. На выставке представлены не только тиражированные произведения, но и отрисованные «от руки» оригинал-макеты, раскрывающие процесс создания почтового отправления.

Иван Яковлевич Дергилёв (1926-1997) принадлежит к когорте профессионалов, работы которых знают все коллекционеры открыток и помнит большая часть старшего поколения нашего общества. Анализ его творчества, которое продолжалось около сорока лет, позволяет говорить нам о том, что он был не только одним из ярких представителей жанра открытки, но и одним из основных создателей «лица» советской поздравительной открытки второй половины XX века.

Интуитивно чувствуя запросы времени, он, как и художники агитационного искусства России 1920-х годов, делал то, что больше всего отвечало настроениям народа, и это у него получалось. Тиражи открыток с его композициями в ряде случаев превышали 10 миллионов экземпляров и часто допечатывались многие годы. Он работал во всех крупных советских издательствах, выпускавших открытки («Изобразительное искусство», «Советский художник», «Планета», «Плакат», «Аврора» и др.), но наибольшее влияние на его творчество оказала деятельность в Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты (ДИЭЗПО) Министерства связи СССР. В 1960-е — 1990-е годы в «Дирекции» работала самая большая группа способных художников и фотографов, исполнявших композиции для марок, открыток, почтовых конвертов и телеграмм. Дирекция была монополистом по изготовлению почтовой продукции с марками, а в стране «доинтернетного» времени с традициями широкого празднования «красных дат» календаря почтовых поздравлений требовалось огромное количество. Каждая семья рассылала их своим родственникам и друзьям многими десятками. Вал продукции, исходившей из Дирекции, требовал постоянной подпитки новыми творческими идеями, и художники это делали.

С момента появления в послевоенном СССР в широкой продаже химикатов для цветной фотографии Иван Дергилёв, начинает активно работать в области фотомонтажных и фотопостановочных поздравительных композиций. Это позволило ему стать не только основоположником советской «постановочной» цветной политической фотооткрытки, но и ее признанным лидером на протяжении нескольких десятилетий.

Большинство его фотопостановочных открыток снято двумя большеформатными деревянными фотокамерами начала XX века, которые он постоянно совершенствовал — приспосабливал для постановочных целей. Любимыми размерами слайдов, которые Дергилёв тогда делал на плоских пленках, были размеры открыток, т.е. «оди н к одному». Для получения определенных эффектов мерцания огней салютов, полета снежинок, теневых затяжек, художник развинчивал объективы и вставлял между стеклом оптики различные формы из прозрачных и непрозрачных материалов, использовал несколько точек подсветки постановок на прозрачном или матовом стекле через различные цветные фильтры, применял многократную экспозицию и массу ухищрений при самостоятельном проявлении пленок. Он первый стал активно использовать в тематических композициях вырезанные из бумаги буквы, которые смотрелись объемными при резком боковом освещении.

Дергилёв много и очень разнообразно снимал цветы. С его творчеством связано становление и развитие темы полевых цветов в советской фотооткрытке. Над композициями из полевых цветов Иван Яковлевич всегда работал вместе со своей супругой – Викторией Михайловной Дергилёвой.

Вместе с работами Ивана Яковлевича на выставке экспонируются открытки, выполненные по рисункам его жены, а также открытки и графика его дочери – А.И.Дергилёвой, продолжившей творческую жизнь династии Дергилёвых.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года