Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталяция (к 75-летию художника)
С 24 марта
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Отдел личных коллекций
Волхонка,10
Выставка, которая открывается в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, представляет творчество академика Российской Академии художеств, известного театрального художника, живописца и графика, давнего друга Пушкинского музея, участвовавшего в проектировании целого ряда экспозиций, БОРИСА МЕССЕРЕРА.
Выпускник Московского Архитектурного института Б.А.Мессерер (1956) в значительной степени посвятил себя театральному искусству. Он тесно сотрудничал с Московским Художественным Академическим театром, возглавляемым Олегом Ефремовым. В 1990-1997 годы был главный художником МХАТа им. Чехова.
В течение многих лет Борис Мессерер осуществлял постановки в «Современнике», театре им. Евгения Вахтангова, театре им. Моссовета, театре Сатиры и многих других.
Особого внимания критики удостоились работы художника к таким известным спектаклям как «Назначение» и «Старшая сестра» А. Володина (Современник 1962-1963 годы), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (Современник 1964 год), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен (театр Сатиры 1968 год), «Дальше — тишина» В. Дельмара (театр им. Моссовета 1969 год), «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса (МХАТ 1975 год), «Принц и нищий» М. Твена (МХАТ 1980 год), «Самоубийца» Н. Эрдмана (театр Сатиры 1982 год), «Три возраста Казановы» М. Цветаевой (театр им. Вахтангова 1985 год), «Горбун» С. Мрожека (театр им. Маяковского 1991 год), «Трагики и комедианты» В. Арро (МХАТ 1991 год), «Горе от ума» А. Грибоедова (МХАТ 1992 год), «Борис Годунов» А. Пушкина (МХАТ 1994 год), «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (МХАТ 1996 год), «Швейк или гимн идиотизму» Гашека (театр Сатиры 2006 год).
Среди наиболее значительных сценографических работ Мессерера — известные оперные и балетные спектакли: «Подпоручик Киже» С. Прокофьева (Большой театр, 1963 год), «Золушка» Прокофьева (Тбилисский театр оперы и балета им. Палиашвили, 1966 год), «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрин (Большой театр, 1967год), «Левша» Б. Александрова (Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, 1976 год), «Спартак» А.Хачатуряна (Ереванский театр оперы и балета им. Спендиарова, 1978 год), «Щелкунчик» П. Чайковского (Театр «Кремлевский балет», 1993 год), «Конек-Горбунок» Р.Щедрина (Большой театр, 1990 год), «Светлый ручей» Д. Шостаковича (Большой театр, 2003 год) и другие.
Б.А. Мессерер осуществил несколько постановок за рубежом — в Лейпциге (1964), Софии (1981), Любляне (1992).
Особую грань творчества Мессерера составляет книжная графика. В 1980 году вместе с писателями В. Аксеновым, Б. Ахмадулиной, А. Битовым он стал участником издания (не разрешенного цензурой) журнала «Метрополь».
Борис Мессерер много занимается живописью, станковой графикой и инсталляцией. Он — участник московских, всероссийских, и зарубежных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне.
Персональные выставки Мессерера: МОСХ РСФСР (Москва 1981 год), Выставочный зал Союза Художников Грузии (Тбилиси, 1983 год), Дворец Искусств (С.-Петербург, 1989), Центральный Дом Художника (Москва, 1990), Российская Академия Художеств (Москва 1994 год), Русский музей (С.-Петербург, 1995), ГМИИ им.А.С.Пушкина (2000 год), персональная выставка в Манеже (Москва 2003 год.)
Известный искусствовед Виктор Ванслов в рецензии, посвященной творчеству художника, писал:
«Борис Мессерер получил архитектурное образование, но, будучи при этом великолепным живописцем и рисовальщиком, очень скоро ощутил, что его призвание – театр. Он дебютировал в 1960-е годы в самом прогрессивном театре того времени – «Современнике», оформив ряд прогремевших на всю страну драматических спектаклей. В те же годы начал работать в балете. Уже в первых спектаклях, блестяще написанных декорационных панно сатирического характера, проявилось дарование Б.А.Мессерера как глубоко и оригинально мыслящего художника новаторских форм, поразила глубина трагедийной образности. Мессерер — живописец-станковист и график, дизайнер. Его выставочные экспозиции характеризуются гармоничностью, соответствием теме и задаче показа материала, всегда – тонким вкусом».
Борис Асафович Мессерер участвовал в подготовке многих выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина:
1996г — МОСКВА-БЕРЛИН
1998Г — ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЛЕКСАНДРА ТЫШЛЕРА
1999 — РУССКИЙ ПРИДВОРНЫЙ КОСТЮМ
1999 — ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 100-ЛЕТИЮ ГМИИ им. А.С.ПУШКИНА
2001 — «УЧЕНАЯ ПРИХОТЬ» (ИЗ КОЛЛЕКЦИИ Н.Б. ЮСУПОВА)
2003 — «Я ПЕТЕРБУРГ ЛЮБЛЮ» (ВЫСТАВКА РУССКОГО МУЗЕЯ В ГМИИ)
2004 — ФРАНКО ДЗЕФИРЕЛЛИ
2005 — ОТ ДЖОТТО ДО МАЛЕВИЧА
2005 — ФЕДЕРИКО ФЕЛИНИ
2006 — ОТ МИФА К КАРНАВАЛУ (ВЫСТАВКА МАСОК)
2006 — ОЧЕВИДЕЦ НЕЗРИМОГО (ВЫСТАВКА ФИЛОНОВА)
2007 — АМАДЕО МОДИЛЬЯНИ
2007 — ТОНИНО ГУЭРРА. ЛАТЕРНЫ ТОЛСТОГО
Борис Мессерер награжден Золотой и Серебряной медалями Российской Академии художеств (1989, 2003 годы), в 2003 году Серебряной медалью на Пражской Квадриенале. В 2003 году Борис Асафович был удостоен Национальной премии журнала «Балет» «Душа танца». В 2007 году Мессерер награжден Царскосельской художественной премией.