Борис Лаврентьев. «В ожидании варваров»

Борис Лаврентьев. «В ожидании варваров»

3 – 30 апреля
ВИНЗАВОД, Галерея «Ателье № 2»
тел 8 499 409 79 51
М. Курская, 4-й Сыромятнический переулок, д. 1

«« …Париж, город портфелей, подтяжек, прокладок… О Атилла, когда же ты приведёшь свои четыреста тысяч всадников?» — эти прочитанные ещё в юности слова романтического автора XIX века, я вспоминаю сегодня, проходя по улицам нынешнего Парижа, Лондона или Москвы.

Наивное ожидание обновления, «свежей крови» обернулось жестоким пророчеством XXI века – сумрачные лица Атиллы уже на улицах, Ганнибал уже у ворот!» — так Борис Лаврентьев, автор проекта, говорит о своей выставке, открывающейся на Винзаводе.

«В ожидании варваров» — это название сборника стихов Бродского, до этого – романа нобелевского лауреата Кутзее и стихотворения Кавафиса. А ещё раньше – слова императора Адриана о строительстве укреплений на границах Рима, в ожидании нашествия варваров…

«Для каждого времени свои варвары, и каждый из нас сам знает кто для него варвар» — так кратко Борис Лаврентьев определяет концепцию проекта – «Меня больше интересовала визуальная сторона — сопоставление оливковых и терракотовых половин диптихов, графика нотных листов, фактуры и пластика затёков краски, и самое главное – дух, образ этих работ».

В авторской, уникальной технике печати на партитурах Моцарта и Гайдна, с последующей проработкой акрилом оживают забытые образы классики.

На выставке будет представлено двенадцать больших, почти двухметровых композиций, причём половина из них – сбивки из двух парных холстов. Ораст Верне, Жак-Луи Давид, Энгр – а рядом двуглавая (!) Капитолийская волчица зализывает кровь, африканские и китайские маски…

Благодаря парадоксальным сопоставлениям Бориса Лаврентьева харизматичные персонажи появляются в неожиданном ракурсе — Наполеон прощается с гвардией не в своём замке Фонтенбло, а в Пекине, на Площади небесного спокойствия («Прощай, оружие»). Амур и Психея, зеркально повторенные дважды, замерли в оцепенении и будто прислушиваются к чему-то – трафаретная надпись «Ганнибал у ворот!»

Черной вертикалью разрывает идиллический ландшафт. Африканская зелёная маска фантомом возникает на улицах Лондона (диптих «Близкое чаепитие»). Леда предаётся играм с лебедем, а козлоногий сатир беседует с юношей, – разобщённые, пытающиеся забыться каждый на свой лад – эти жёсткие имиджи сквозь графику нотных знаков видят жители современной Европы — связанные политкорректностью, наполненные эгоцентризмом поздние одинокие обитатели рухнувшей Британской империи, Французской колониальной системы, Советского Союза …

Работы Бориса Лаврентьева находятся во многих престижных собраниях, в частности в Национальном Резервном банке, в компании Русский алюминий, Лук-Ойл, в правлении Альфа-банка, в собрании сотрудников Администрации Президента РФ, некоторых частных коллекциях.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года