Фотография Бориса Михайлова. «Красный. Коричневый. Вчерашний Бутерброд»
25 апреля – 25 мая
Музей ART4.RU представит вниманию зрителей три самых знаменитых серии работ Бориса Михайлова – «Красную», «Коричневую» и «Вчерашний Бутерброд». Большая часть этих фотографий никогда не выставлялась в России, все три серии вместе будут собраны впервые. Первые работы Бориса Михайлова относятся к 60-м годам. Простой мыльницей он фотографировал то, что окружало его в далёком и прекрасном украинском городе Харькове, пока не изобрёл метод наложения «бутерброд», основой которого стал целенаправленный поиск случайностей. Серия «Вчерашний бутерброд», которая будет представлена на выставке, просуществовала почти 35 лет только в слайдах и была распечатана только за рубежом.
Наложением Михайлов занимался до 1982 года. Потом появилось желание снимать то, что видишь, без каких-то дополнительных манипуляций. Желание это через несколько лет вылилось в серию «У земли» — жёсткая, бескомпромиссная документальная серия фотографий, название которой, по словам самого Михайлова, отсылает к пьесе Горького «На дне». Перед вашими глазами предстанут пусть не отбросы общества, как у Горького, но уж точно «жители, спустившиеся на землю», как аттестовал их сам Михайлов. Красная серия Михайлова это своеобразный соц-арт в фотографии, и главной составляющей здесь будет красный цвет в качестве символа советской власти. От колыбели до могилы советский человек лицезрел красное вокруг себя, на удивление не испытывая дискомфорта, судя по работам художника.
В серии «Люрики» и «Соц-арт» Михайлов раскрашивает старые фотографии, наполняет их цветом, порой кричащим и едким. Получается по — провинциальному наивно, броско и немного грустно. В 1999 году за Михайлова стало не на шутку страшно. Страшно и жутко было всем, кто видел серию «Case History». Так близко к социальному дну ещё никто не подходил. Михайлов сталкивает зрителя нос к носу с людьми, при виде которых все привыкли отводить глаза и затаивать дыхание.
Михайлов беспощаден: он свежует реальность, вскрывает ее, раздевает до синяков, складок, морщин, жировых отложений; очень неуютно осознавать, что так оно все и есть, что под нашей отполированной действительностью кишат, как под паркетом, такие жуткие призраки и насекомые; Михайлов настоящий патологанатом от фотографии, он препарирует одно десятилетие за другим, и тем хорош – некоторую правду знать необходимо, как бы трудно ни было с ней смириться.
К открытию выставки Борис Михайлов приурочил презентацию своей книги «Yesterday’s Sandwich», в которой собрано 55 работ художника.