Фотография Бориса Михайлова. «Красный. Коричневый. Вчерашний Бутерброд»

Фотография Бориса Михайлова.  ?Красный. Коричневый. Вчерашний Бутерброд?

25 апреля – 25 мая

Музей ART4.RU представит вниманию зрителей три самых знаменитых серии работ Бориса Михайлова – «Красную», «Коричневую» и «Вчерашний Бутерброд». Большая часть этих фотографий никогда не выставлялась в России, все три серии вместе будут собраны впервые. Первые работы Бориса Михайлова относятся к 60-м годам. Простой мыльницей он фотографировал то, что окружало его в далёком и прекрасном украинском городе Харькове, пока не изобрёл метод наложения «бутерброд», основой которого стал целенаправленный поиск случайностей. Серия «Вчерашний бутерброд», которая будет представлена на выставке, просуществовала почти 35 лет только в слайдах и была распечатана только за рубежом.

Наложением Михайлов занимался до 1982 года. Потом появилось желание снимать то, что видишь, без каких-то дополнительных манипуляций. Желание это через несколько лет вылилось в серию «У земли» — жёсткая, бескомпромиссная документальная серия фотографий, название которой, по словам самого Михайлова, отсылает к пьесе Горького «На дне». Перед вашими глазами предстанут пусть не отбросы общества, как у Горького, но уж точно «жители, спустившиеся на землю», как аттестовал их сам Михайлов. Красная серия Михайлова это своеобразный соц-арт в фотографии, и главной составляющей здесь будет красный цвет в качестве символа советской власти. От колыбели до могилы советский человек лицезрел красное вокруг себя, на удивление не испытывая дискомфорта, судя по работам художника.

В серии «Люрики» и «Соц-арт» Михайлов раскрашивает старые фотографии, наполняет их цветом, порой кричащим и едким. Получается по — провинциальному наивно, броско и немного грустно.    В 1999 году за Михайлова стало не на шутку страшно. Страшно и жутко было всем, кто видел серию «Case History». Так близко к социальному дну ещё никто не подходил. Михайлов сталкивает зрителя нос к носу с людьми, при виде которых все привыкли отводить глаза и затаивать дыхание.

   Михайлов беспощаден: он свежует реальность, вскрывает ее, раздевает до синяков, складок, морщин, жировых отложений; очень неуютно осознавать, что так оно все и есть, что под нашей отполированной действительностью кишат, как под паркетом, такие жуткие призраки и насекомые; Михайлов настоящий патологанатом от фотографии, он препарирует одно десятилетие за другим, и тем хорош – некоторую правду знать необходимо, как бы трудно ни было с ней смириться.

К открытию выставки Борис Михайлов приурочил презентацию своей книги «Yesterday’s Sandwich», в которой собрано 55 работ художника.

 
Фотография Бориса Михайлова.  ?Красный. Коричневый. Вчерашний Бутерброд?
Фотография Бориса Михайлова. «Красный. Коричневый. Вчерашний Бутерброд»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года