Выставка «одной картины». «Антея» Пармиджанино

«Антея» Пармиджанино.   Италия, Неаполь. Музей Капо дель Монто

С 13 мая
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Волхонка, 12

«Антея» Пармиджанино — шедевр итальянской ренессансной портретной живописи. О картине известно немного: дата создания точно не установлена, неизвестно зачем и для кого она была написана. Также тайной остается, кто именно изображен на картине.

«Антея» была написана в начале 1530х годов Джироламо Франческо Мария Маццола, известного как Пармиджанино (1503-1540). Пармиджанино изобразил стоящую Антею с удивительно искренним взглядом, обращенным на зрителя. Ее идеальный овал лица контрастирует с невероятно роскошным телом, скрытым под объемными одеждами, подчеркивающими плечи и бедра. Золотой атлас одеяния украшен серебряной тесьмой, в то время как передник и манжеты нижнего платья декорированы изысканной вышивкой. Большинство деталей костюма Антеи, включая мех куницы, золотую цепь, украшение прически, вышитую тесьму и золото рукавов, были как правило подарками, преподнесенными возлюбленными. Часто эти подарки дарились с надеждой на любовное свидание и, одевая их, женщина обозначала свое одобрение ухаживаний возлюбленного. Пармиджанино изобразил Антею демонстрирующей свои подарки: она держит в пальцах цепочку и указывает рукой на сердце, тем самым намекая, что она принимает предложение своего возлюбленного. Когда она встречает наш пристальный взгляд, ее поза и жесты создают динамику страсти между ней и зрителем, который становится для нее возлюбленным.

До сих пор точно неизвестно, что это была за женщина, которую изобразил Пармиджанино, ее личность была предметом обсуждения на протяжении многих веков. «Антеей» ее впервые назвал в 1671 году художник Джакомо Барри, который предположил, что она была возлюбленной Пармиджанино. Антеей звали известную римскую куртизанку 16 века, к этой женщине и отсылает нас Барри. Также было мнение, что Антея была либо дочерью слуги Пармиджанино, либо членом аристократической северо-итальянской фамилии, невестой благородного происхождения. Но более вероятно, что Антея представляет собой собирательный образ идеальной женской красоты в жанре портрета эпохи Ренессанса, где красота женщины и ее добродетель были основными предметами изображения, а ее индивидуальность и исключительность — второстепенны.

Создав портрет невероятно красивой женщины, которая, не смотря на это, кажется достаточно реальной, чтобы сойти с картины и заговорить с нами, Пармиджанино обращает наше внимание на его непревзойденную способность создавать иллюзию трансцендентного мира. «Антея» призывает нас по-новому увидеть связь между страстью и искусством, картина одновременно вызывает и чувственные и возвышенные эмоции. Несмотря на то, что женская молодость эфемерна, в картине Пармиджанино красота длится вечно.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года