«Открытие света»

14 — 20 мая 2008
Государственный центральный музей современной истории России
Тверская, 21
Выставочные залы 1 и 2 этажей

РАО «ЕЭС России» представляет выставку современного искусства ОТКРЫТИЕ СВЕТА

«ОТКРЫТИЕ СВЕТА» — завершающая выставка в рамках долгосрочного художественного проекта, организованного по инициативе РАО «ЕЭС России» и просуществовавшего с 2002 по 2008 гг.

Главной темой выставки «ОТКРЫТИЕ СВЕТА» стала идея «новой энергии» — силы, которая обеспечивает развитие и уверенность в будущем. Такую уверенность могут вселять широкое внедрение альтернативных источников энергии и, с другой стороны, нарастание объема творческой энергии – мирового креативного капитала.

Художественная РЕКЛАМА идей и технологий генерации и передачи электроэнергии – ключ к экспозиции зала второго этажа Музея. В футурологических художественных концепциях прослеживается взаимосвязь между будущим мира, будущим человека и электроэнергетикой. Авторы: Союз метакомпозиторов им. Иосифа Вейдемейера, Ольга и Александр Флоренские, Анна Желудь. Однако чтобы достичь новых качеств, прийти к новым рубежам, открыть что бы то ни было в искусстве или науке, необходимо сделать шаг ПРЕОДОЛЕНИЯ – преодоления несвободы, косности, насилия, непонимания. Поэтому, на пути к рекламе будущего планируется группа социально-философских инсталляций: «Глаголом жечь сердца людей» Андрея Филиппова (1988, произведение хранится в ГТГ), «Прозри» Александра Гаспаришвили, «Свободу!» Сергея Шутова, «Great energy for great aims» Андрея и Сергея Логвиных.

Общая тема экспозиции зала на первом этаже Музея – ОТКРЫТИЕ – открытие художниками электричества (электрических приборов, электрического свечения, силы тока…), как материала/формы выражения своих идей. ОТКРЫТИЕ молодых художников — новых творческих энергий — прямо или косвенно заинтересованных в работе с электроэнергетической тематикой или технологиями. Среди них Илья Трушевский, Анастасия Глебова, Сергей Мартиросов, Викентий Нилин, группа молодых авторов из Мухинского училища (Санкт-Петербург).

Экспозиция завершается серией работ Юрия Авакумова, объединяющей большие фотографии архетипических мест России и звездного неба над ними, и видео бесконечной линии проводов, всегда уходящих в далекую перспективу.

Свет — это удивительная метафора расширения пределов видимого и понимаемого. И в то же время это физическая субстанция, символизирующая огромный комплекс промышленного и экономического развития: энергогенерация и множество «превращений» силы тока постоянно изменяют и преображают реальность.

Творческая энергия этих изменений — масштаб видения будущего в бизнесе и политике — сомасштабны прозрениям философов и художников. При этом в начале каждого нового отрезка пути, у истоков масштабных проектов изменений, авторы — будь то художники или политики, философы или бизнесмены — обычно сталкиваются со скептицизмом, недоверием, непониманием и общей оценкой их идей как утопических.

Если же проект реализуется, то потом оказывается, что у него были предпосылки, и перспективы его развития открыты.

Так было и с планом электрификации России, так было и с современным ему искусством русского авангарда.

Реализация плана ГОЭЛРО, как оказалось, в своем основании имела экономический подъем России начала ХХ века, а история его реализации соединяет романтическое строительство «светлого будущего» и трагическую потерю ценности существования личности.

Параллельно в истории России «большая утопия» русского авангарда надолго сменилась иллюстративной плакатностью социалистического реализма, и лишь в последние десятилетия художники вновь обрели право голоса и свободу выражения своего видения мира.

Идея этих ыставок — показать, что мастера русского авнгарда и известные современные художники создают мир, с помощью которого можно понимать и поражаться. Этот мир можно рассматривать как исключительно художественный, но неизбежно его понимание в социальных и даже экономических контекстах.

В каталоге «ЭНЕРГИЯ +ИСКУССТВО. Выставки современного искусства 2002-2008 г.», который будет представлен на выставке, собрана информация обо всех художественных проектах, организованных по инициативе РАО «ЕЭС России».

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года