Меер Аксельрод (1902–1970)

Меер  Аксельрод (1902–1970)

22 мая — 6 июля
Галерея «Ковчег»
ул. Немчинова, 12
Проезд: м. «Тимирязевская»

ХХ выставочный сезон

Открыв сезон ретроспективой Александра Самохвалова, галерея «Ковчег» завершит его показом произведений другого признанного мастера отечественного искусства середины ХХ века. Вообще-то, «Ковчег» нередко экспонирует и работы художников, по разным причинам оказавшихся сегодня в тени, но Меера Аксельрода невозможно причислить к таким «забытым мастерам». Сегодня его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Театральном музее имени А.А. Бахрушина, Литературном музее и многих региональных собраниях. Его работами интересуются частные коллекционеры в России и по всему свету. Не так давно большую выставку с участием произведений Аксельрода показал Музей личных коллекций, однако наследие художника столь обширно и многообразно, что вполне позволяет организовать, нисколько не повторяясь, совершенно иную экспозицию произведений этого автора. Для нынешнего показа в «Ковчеге» отобрано около сотни графических листов 1920 – 1960-х годов из собрания семьи художника.

Аксельрод появился на свет в Белоруссии. Переехав с родителями в Тамбов, в 1916-1917 годах он брал свои первые уроки изобразительной грамоты у В. Перельмана, а в 1818 и 1919 годах посещал реальное училище в Минске. Рекламные плакаты для кинотеатров обеспечивали в ту пору его первые профессиональные заработки. Позднее Аксельрод служил чертежником в Смоленске, сам преподавал рисование в минских школах, а в 1921 году впервые участвовал в выставке белорусских художников. В тот же год он был командирован Наркомпросом Белоруссии в Москву – учиться во ВХУТЕМАСе. Учеба у Владимира Фаворского, Петра Павлинова, Сергея Герасимова пришлась на 1921 – 1928 годы. Живя в столице и совершая творческие поездки по деревням и местечкам Белоруссии, Аксельрод создавал портреты, жанровые композиции и пейзажи. В 1926-м он стал членом московского общества художников «4 искусства».

В 1928-1932 годах Аксельрод преподавал рисунок во ВХУТЕИНе и Московском текстильном институте, к этому же периоду относятся его иллюстрации к «Истории моей голубятни» Исаака Бабеля. В 1930-1931 годах художник предпринял поездку в сельскохозяйственную коммуну «Войо-Нова» и создал свою знаменитую серию рисунков, акварелей и гуашей «В степи». В 1930-е, помимо работы над многочисленными станковыми и книжными произведениями, Аксельрод начал заниматься сценографией. Накануне войны художник предпринял поездку в Белосток, а в 1941-м эвакуировался в Алма-Ату. Так в его творчестве возникла тема Востока. Он писал пейзажи Алма-Аты, Яны-Кургана и Коканда, оформлял «Заколдованного портного» Шолом-Алейхема для постановки эвакуированного в Коканд Украинского Госета. Работа над произведениями Шолом-Алейхема, теперь уже в качестве иллюстратора, продолжилась в Москве, куда Аксельрод вернулся в 1945-м. Кроме того, в послевоенные годы он совершил поездку в рыболовецкий колхоз на Азовском море, создал серию «Эртелево», писал пейзажи Крыма, Кавказа и среднерусской полосы. Выставка в «Ковчеге» представляет все этапы станкового творчества Меера Аксельрода.

В рамках вернисажа пройдет презентация книги дочери художника Елены Аксельрод «Двор на Баррикадной: Воспоминания. Письма. Стихи». Книга выпущена издательством «Новое литературное обозрение» в серии «Очерки визуальности». Известный поэт и лауреат литературных премий, Елена Аксельрод в настоящее время живет в Израиле. Ее воспоминания охватывают более пятидесяти лет драматического существования российской творческой интеллигенции в минувшем веке. В книге воспроизводятся произведения Меера Аксельрода и его друзей, никогда не выставлявшиеся при жизни художников.

 Кураторы галереи «Ковчег»: Вадим Гаршин, Сергей Сафонов, Игорь Чувилин

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года