Аукцион «Русская живопись и графика XIX-XX веков»

Аукционный дом ?Кабинетъ?

Предаукционная выставка: с 20 по 24 мая (в офисе аукционного дома «Кабинетъ» зал А 24, с 11.00 до 19.00)
Центральный дом художника
Крымский вал, д. 10

К признанным столицам русского аукционного бизнеса – Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Стокгольма, – теперь присоединяется Москва. Большой русский аукцион проводит 24 мая Аукционный дом «Кабинетъ».

Основу коллекции уже пятого по счету аукциона «Русская живопись и графика XIX–XX веков», составляют великолепные произведения русского искусства XIX – начала XX века. Особое внимание, как говорят организаторы аукциона – совладельцы дома «Кабинетъ» Константин Журомский и Ксения Цанн-кай-си, было уделено провенансу (происхождению) выставляемых работ. Многие картины имеют выставочную и библиографическую историю (то есть ранее они были опубликованы). По уровню коллекции – этот аукцион, действительно, ничем не уступает «русским» торгам мировых аукционных домов.

Среди работ, представленных на торги – картины великих русских художников. Это, в первую очередь, два произведения Ивана Шишкина (этюд «Две женские фигуры» с предварительной оценкой 4 – 5 млн. руб., а также папка в 55 листов из альбома «60 офортов И.И. Шишкина 1873–1892» с эстимейтом 750– 800 тыс. руб.); ретроспективная коллекция из 15 этюдов разных лет академика, профессора Императорской академии художеств Николая Дубовского (с эстимейтами от 20 тыс. до 450 тыс. руб.), и его же законченная картина 1915г. «Огороды» (3,500 – 5 млн. руб.); выставочный этюд А.В.Маковского «Дорога в Павловск» 1908г., 750 – 800 тыс. руб.; а также акварели А.Бенуа, этюды и миниатюры В.Поленова, Н.Сергеева, Г.Кондратенко, С.Виноградова и многих других.

Стоит обратить внимание и на четыре изумительные миниатюрные работы 1900-х гг. Константина Коровина (Московские крыши, 1917г., 350 – 400 тыс.руб.; «Огни вечернего города», 1906г., 500 – 600 тыс. руб.; «Аркашон», 1906г., 400 – 450 тыс. руб.; «Остенде», 1906г., 400 – 450 тыс. руб.). Принято считать, что такие небольшие этюды (8 на 17см или 10 на 16 см), подобные представленным в аукционной коллекции работам 1906-го года, Коровин рисовал и дарил балеринам-участницам знаменитых «Дягилевских сезонов». Устроители аукциона считают, что именно такие «подарочные» миниатюры будут выставлены на июньских торгах.

Отдельно хочется выделить три работы придворного художника Федора Байкова с жанровыми сценами из кавказской жизни середины XIX века. Художник пользовался благосклонностью императорской семьи, но его работы чрезвычайно редки даже в музейных собраниях. Например, даже в Русском музее есть только три картины Байкова. Итак, полотно «Пастухи-хевсуры на горном пастбище», 1880г., выставлено с оценкой 200 – 300 тыс. руб.; «На Кавказе Горцы на привале», 1851г., 1 – 1,5 млн. руб.; «На Кавказе. Пастухи», 1861г., 1,8 – 2,2 млн. руб.

Одним из топ-лотов нашего аукциона может по праву считаться небольшая картина Павла Ковалевского «Казаки на бивуаке» («Письмо из дома»), 1890г., которая экспонировалась на выставке Императорской академии художеств и была опубликована в каталоге этой выставки в 1890 г. Эстимейт 2,5 – 3 млн. руб.

Другой топ-лот –работа известного живописца, баталиста Николая Сверчкова «Всадник», 1835г (Экспертиза ГТГ) Стартовая цена:3 500 000–4 500 000 р.(кстати, в 1863 г. две его картины были приобретены Наполеоном III. Художник был награжден кавалерским знаком ордена Почетного легиона. В 1864–1882 гг. выполнял работы по заказам членов Императорской Фамилии. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, региональных музеях России).

Вообще, стоит сказать о том, что июньская аукционная коллекция носит ярко выраженный «мужской» характер, – и действительно, ее составлял Константин Журомский. Поэтому среди лотов так много столь любимых Журомским предметов милитарии; в данном случае, это графические и живописные работы с военной тематикой. Ф.Рубо, Н.Касаткин, В Фельтен. А вот и еще один топ-лот – парадное полотно кисти штатного художника Морского министерства Леонида Блинова. С документальной достоверностью он изобразил церемонию официального приема в одном из европейских портов в 1890 г. русской эскадры. Во главе эскадры крейсер «Память Азова» с наследником цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II, на борту, перед отправлением в знаменитое кругосветное плавание (1891г., 3,2 – 4 млн. руб.).

Живопись XX века на аукционе представлена произведениями классиков русской реалистической школы (Н.Соколова и В.Соколова, А.Пластова, В.Стожарова) и работами нонконформистов (В.Яковлева, А.Зверева, Л.Кропивницкого).Среди работ представителей «неофициального» искусства стоит обратить внимание на «Лесную дорогу» Александра Харитонова (правая часть триптиха «Лесной эльф» 1968г.) Экспертиза ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Экспертиза Силаева В.С. Стартовая цена: 1 800 000–2 000 000 р.; а также на восемь рисунков Дмитрия Краснопевцева (Бумага, тушь, карандаш) Со стартом 260 –280 тыс. руб.)

Искусство Древнего мира

В то время как и мировые, и отечественные аукционные структуры наперебой спешат показать российским любителям искусства – шедевры российской же живописи, не стоит забывать и о других направлениях антикварного рынка. Одно из редчайших из них – предметы искусства Древнего мира.

Действительно, еще несколько лет назад великолепные предметы древних цивилизаций были недоступны для российских коллекционеров. Сегодня ситуация меняется. Многие эксперты отмечают, что интерес к рынку древнего искусства интенсивно растет – буквально за один год число коллекционеров этих элитных памятников заметно увеличилось. На рынке появились произведения искусства высокого художественного уровня с хорошей репутацией, порой с многолетней историей существования в известнейших частных собраниях Европы. Многие коллекционеры, любители истории, интересующиеся древними цивилизациями и экзотическим африканским этническим искусством, и просто те, кто хочет создать стильную и неповторимую атмосферу в своем интерьере, проявляют все больший интерес именно к этим предметам. Действительно, пространство любого дома или офиса, безусловно, обогатится неожиданными, непривычными, но при этом удивительно красивыми предметами, будь то памятники доколумбовых цивилизаций, с их мир богов и таинственных духов, или изысканные произведения искусства столь притягательного для коллекционеров Древнего Востока. Не менее популярны мраморные скульптуры, чернофигурная керамика, бронзовые изображения божеств или удивительные произведения искусства из Древней Греции, Рима или Малой Азии. Кабинет как ничто иное украсит чаша, в которую когда-то наливали вино на знаменитых «симпосионах», портрет древнего философа или удивительная черная керамика стиля «буккеро». Неповторимые орнаменты, природные материалы, самые причудливые формы этих предметов сделают интерьер неповторимым, элитным и солнечным, привнесут аромат дальних стран и романтику путешествия.

На Западе торги искусством древнего мира проходят регулярно и пользуются все большим успехом. Ведущие аукционные дома Запада предлагают произведения искусства древних цивилизаций давно, и рынок там стабилен – Sotheby’s, Christie’s, Bonham’s регулярно проводят отдельные торги, посвященные Древнему Египту, искусству Юго-Восточной Азии. Американский же рынок буквально «взорван»: в последнее время интерес к древностям там колоссальный. В том числе и из-за инвестиционной привлекательности удивительных древних предметов. И по их результатам можно в целом судить о том, как будет развиваться это направление в России. «Европейский рынок архаикой перенасыщен, – считает директор галереи «Архайос» Юрий Макаренко. – И специалисты там очень заинтересованы в том, чтобы у нас этот сегмент рынка рос и развивался. Думаю, что в обозримом будущем мы не рискуем оказаться в ситуации, когда спрос будет превышать предложение, когда мы не сможем предложить коллекционеру и инвестору что-то достойное». Кстати, галерея «Архйос» выступила соорганизатором предстоящего аукциона «Искусство Древнего мира», который проведет Аукционный дом «Кабинетъ» 20 мая в ЦДХ на Крымском валу. Надо отметить, что все памятники, представленные на этих торгах., которые проходят в России всего лишь во второй раз, – непременно имеют экспертизы и происходят из известных частных коллекций, либо приобретены на мировых аукционах. Среди разделов аукциона: Древний Восток и Египет, Древняя Греция и Рим, Исламский мир; Юго-Восточная Азия, Доколумбовые цивилизации Латинской Америки. В отдельный раздел вынесены Византия и Средневековая Европа. А также добавилось новое направление – этническое искусство Африки. Один из самых интересных и древних предметов аукциона – двухсторонняя посвятительная стела с изображением царя перед богом Неферхотепом. Этот уникальный памятник эпохи правления Птолемеев выполнен в III-II вв. до н.э. из песчаника (высота 42 см, ширина 36,5 см). Весьма неожиданный предмет коллекции – фигура-фетиш Нкиси. Этот предмет имеет отношение к племени баконго (Конго-Ангола). Племя баконго, населяющее область устья реки Конго, имеет довольно небольшой пантеон: один всесильный бог, который дает власть королю и колдунам Нганга, отвечающим за аспекты культа и целительство. Именно Нганга участвует в создании фигурки Нкиси, чье название означает: колдовство, медицина. Согласно легенде, первый Нкиси, был послан главным божеством, для того, чтобы оберегать здоровье своего обладателя и давать ему жизненную силу. Подобные фигурки часто ставились внутри жилища, и тогда в отсутствии хозяина им отводилась роль охранника дома. Обладатель фетиша прибегал к его помощи, и когда требовалось найти выход из сложной ситуации, делал ему подношения.

www.kabinet-auktion.com и www.archaios.ru

 
Аукционный дом ?Кабинетъ?
Аукционный дом «Кабинетъ»
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года