Магия акварели. Выставка из фондов графики XVIII – начала XX века
28 мая — 9 ноября
Государственная Третьяковская галерея
Лаврушинский, 10, залы графики
Выставка русской акварели XVIII – начала XX века продолжает серию выставок отдела графики Третьяковской галереи, посвященных техникам и материалам рисунка.
Акварель – одна из сложных графических техник. Почти не допуская переделок и правок, она требует от художника верности руки и глаза, виртуозного владения цветом и формой. Секрет особых изобразительных свойств акварели кроется в прозрачности красочного слоя, сквозь который могут проникать лучи света. Свободное перетекание тонов, мягкость переходов и насыщенность цветовых созвучий, активная роль бумаги, ее цвета и фактуры – все это сообщает акварели ни с чем не сравнимую изысканность художественного языка. Настоящему мастеру акварель дает возможность добиваться широкого разнообразия изобразительных эффектов, бесконечной нюансировки оттенков и контрастов цвета. Акварель пришла в Россию из Англии в XVIII веке. Вначале ею пользовались как техникой для «иллюминирования» гравюр и архитектурных чертежей. Со временем она превратилась в самостоятельный вид графического искусства. Художники осознали ее возможности и выработали особый, отличный от масляной живописи, изобразительный язык. Развитие искусства акварели выражалось не столько в поступательной эволюции, сколько в многообразии проявлений в разные эпохи у разных художников. Каждый большой мастер вносил в нее что-то неповторимое в зависимости от индивидуального восприятия натуры, от выработанных им приемов письма.
В экспозицию включено более 350 произведений таких признанных акварелистов, как К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, В.А.Серов, В.Э.Борисов-Мусатов, М.А.Врубель. Среди них можно увидеть знаменитые парадные и камерные портреты кисти К.П.Брюллова и П.Ф.Соколова, листы из библейского цикла А.А.Иванова, серии натурных видов М.Н.Воробьева, итальянских и испанских пейзажей В.И.Сурикова, поздние работы В.Э.Борисова-Мусатова и М.А.Врубеля, в том числе его знаменитую «Розу» (1904). Широкий ряд эталонных произведений, выполненных перечисленными мастерами, дополняют листы неизвестных широкому зрителю художников, проявивших себя исключительно в технике акварели. Среди них – участники Общества русских акварелистов.
Работая в акварели, живописцы зачастую раскрываются с новой стороны. В представленных на выставке жанровых сценах и эскизах картин художников-передвижников социальная составляющая, сюжетное начало, бытовые подробности отступают на второй план перед декоративной красотой самой техники. Так, в пейзажных акварелях И.Н.Крамского, очарованного южной природой Италии и Испании, обычно суровая сдержанность живописца сменяется легким, прозрачным письмом, лирическим чувством. Натурные пейзажи художников «Мира искусства» – М.В.Добужинского, К.А.Сомова, А.Н.Бенуа – позволяют увидеть в них не только мастеров изысканной графической стилизации и фантазий на исторические темы, но и тонких наблюдателей природы.
Большой интерес представляет ряд монохромных произведений, выполненных в сепии – особом виде графической техники, когда красящий органический пигмент разводится в воде так же, как и в акварели. Наиболее совершенны среди этих работ пейзажные сепии выдающихся живописцев Ф.А.Васильева и И.И.Левитана.