«От Ватто до Моне»

«От Ватто до Моне»

С 3 июня
Мраморный дворец ГРМ, Белый зал
ул. Миллионная 5/1

В Россию прибудет уникальное полотно Антуна Ватто, которое 200 лет считалось безвозвратно утерянным.

В Белом зале Мраморного дворца (Санкт-Петербург), в рамках выставки Christie’s и Русского Музея «От Ватто до Моне», посетителям будут представлена уникальная работа Антуана Ватто «Сюрприз». Эта картина пропала 200 лет назад и только сейчас ее смогут увидеть посетители экспозиции. Выставка приурочена к Петербургскому Международному Экономическому Форуму. Экспозиция будет открыта для посещения всего 5 дней, с 4 по 8 июня.

Картина французского художника Антуана Ватто (1684-1721) «Сюрприз», была предположительно уничтожена, но ее поиски велись на протяжении двух веков. Публике она была известна по копии, находящейся в Кoрoлевскoй коллекции Букингемского дворца и гравюрам того периода. Картина была найдена в частном доме в Англии и впервые в России будет выставлена для широкой публики в Санкт-Петербурге. До этого картина экспонировалась на предаукционной выставке Christie’s в Нью-Йорке. Эта работа Ватто будет выставлена 8 июля на лондонских торгах аукционного дома Christie's «Старые Мастера и английская живопись». Ожидается, что полотно уйдет с молотка за рекордную для этого мастера цену в 6-10 миллионов долларов.

Полотно было написано около 1718 года и приобретено Николасом Эненом (1691-1724), советником французского короля, который был одним из самых преданных поклонников художника и его лучшим другом. Предполагается, что Ватто написал «Сюрприз» специально для Энена в паре с другим полотном под названием «Трезвучие», которое на сегодняшний момент находится в музее искусств Лос-Анджелеса. Легендарный ценитель и коллекционер живописи Пьер-Жан Марьетт в своей «Азбуке искусств» 1746 года назвал «Сюрприз» «одним из самых красивых» произведений Ватто.

После смерти Энена в 1724 году оба произведения перешли в собственность друга и биографа художника Жана де Жюльена (1686–1766), который сделал с них гравюры и опубликовал в своем «Recueil Jullienne». Судя по всему, он разделил парные полотна и продал их около 1756 года. После этого «Сюрприз» стал частью выдающегося художественного собрания Анжа Лорана де ла Лив де Жюлли, создателя первой серьезной коллекции французской живописи. Каталог этой коллекции был опубликован в 1764 году и в нем «Сюрприз» описывается как «выполненное игривыми мазками и расцвеченное красками Рубенса». В бурях Французской революции полотно исчезло с художественного горизонта, и следующее упоминание о нем датируется только 1848 г., когда холст «неизвестного художника» «Сюрприз» был описан в завещании английской леди Мюррей, от которой он перешел к семье нынешних владельцев. Однако им до недавнего времени авторство картины оставалось неизвестным.

Картина была написана на пике карьеры художника. На полотне изображен играющий на гитаре актер, который смотрит на сидящую рядом с ним влюбленную пару. Ватто обладал необычным импровизационным методом создания композиции своих произведений. Он отбирал наиболее удачные зарисовки человеческих фигур из своих набросков и затем переносил их на холст, на котором уже был изображен готовый пейзаж. Фигуры влюбленной парочки Ватто скопировал с танцующих фигур на знаменитом полотне Рубенса «Кермес» (около 1635). Сейчас полотно Рубенса находится в Лувре, а на то время являлось частью королевского собрания Франции.

Жан Антуан Ватто родился во фламандском городке Валансьенне в 1684 году. В 1698-1701 он учился у местного художника Жерена, по настоянию которого копировал произведения Рубенса, Ван Дейка и других фламандских живописцев. В 1702 Ватто уехал в Париж и вскоре нашел учителя и покровителя в лице Клода Жилло. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. На основе традиций фламандского и голландского искусства Ватто создал новый стиль – рококо. Сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу художника, — галантные празднества. Этот жанр представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами на фоне природы. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Почти все картины Ватто небольшого размера. Это типичные образцы стиля рококо. В них ритмическая организация фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью. Работы художника сразу привлекли внимание влиятельных коллекционеров и меценатов. В 1712 Ватто был представлен к званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721.

В целом выставка затрагивает художественные направления трех веков и включает работы Яна Брейгеля «Бархатного», Поля Сезанна, Клода Моне, Тулуза Лотрека, Ренуара, Пьера-Огюста Ренуара, Рене Магритта и других мастеров живописи.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года