«Куба. ХХ век. Национальное искусство из собрания посольства Республики Куба в Российской Федерации»

C 11 июня
Торгово-промышленная палата РФ
Чистопрудный бульвар, д. 5/10

«Новый Свет кубинской живописи»

Герб Республики увенчан фригийским колпаком – знаком свободы нации, ярким символом ее внутреннего раскрепощения. Так свободна кубинская живопись. Как океан, отраженный в капле воды, в творческих методах кубинских художников мы обнаружим: благородные традиции испанской школы, почти все достижения живописи Старого Света ХХ века, принципы актуального гиперреализма, пришедшего на Кубу из США, основы «магического реализма» — как дань современной латиноамериканской культуре и, даже, имитацию композиционных приемов кино и фотоплаката.

Подобный сплав традиции и новации позволяет говорить о «кубинском феномене».

Братская близость наших стран, как ни странно, не стала поводом для активной демонстрации достижения кубинской живописи в Москве. Три выставки, проходившие в конце 70-х годов, лишь заложили начало для знакомства с искусством старого друга. Нас, безусловно, ожидает волна новых теплых отношений с Островом Свободы, а близких друзей надо знать хорошо.

Экспозиция, организованная Посольством Республики Куба и галереей «На Чистых прудах» стремится придать новый импульс познанию Россией яркого, необыкновенно энергичного и жизнелюбивого кубинского искусства. Представленная панорама живописи 1950 – 2000 годов, позволит зрителям обнаружить новые, подчас неведомые нам эстетические ценности кубинской культуры.

Собрание Посольства богато произведениями выдающихся национальных живописцев. Вам предстоит встреча с музыкальной каллиграфией Рене Портокарреро, несколько работ которого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, войти в его многомерный, полифонический мир, где линия изгибается и плетет волшебные арабески, а цвет – то заполняет пространство полотна, то вдруг исчезает и лишь аккомпанирует линии.

На картинах Сервандо Кабрера Морено мы вместе полюбуемся тропической природой, которая очеловечивается, воспринимается как некая живая сущность. Морено нашел своеобразную манеру письма, насыщенный колорит, четкость контуров, когда фигуры мачетерос и деревья предстают в органичном единстве орнаментальных образов, когда ритмический рисунок художника так напоминает национальную сальсу.

Мы увидим картину знаменитого живописца, поэта и философа Гонсалеса Пуига «Живой остров» — одного из вдохновителей течения, возникшего в 1960-е годы в провинции Лас-Вильяс. Это «крестьянский примитив», оказавший значительное влияние на живопись профессиональных мастеров. Стилистика художника рождена мифологией. Неповторимая манера письма острым кончиком кисти по сырому густому маслу схожа с декором древних гончарных изделий. В мире Пуига человек первобытен и естественен, он дитя и часть природы в образах кубинской народной символики.

Работа Эктора Кота – последователя Амелии Пелаэс «Рыба на подносе» создана в стиле зрелых произведений художницы. Эзотерический по смыслу, натюрморт выполнен настолько мастерски, что возникают сомнения в авторстве. Он предельно выражает формулу гармонии классика кубинской живописи, в которой пластические значения линий и цвета равны.

Таинственные, страстные, фактурные, мерцающие золотым отсветом картины Бареса Корахадо «Молитва» и «Пьеро» напомнят нам испанских мастеров готики и эпохи модерна, а в работе Рауля Мартинеса «Народ!» мы обнаружим необыкновенный синтез традиций креольского лубка и афро-кубинского фольклора. Герои национальной истории от Хосе Марти до Че Гевары и Фиделя Кастро, «смонтированные» на холсте Мартинеса, напоминающем фотоплакаты 30-х годов, создают величественный, соборный образ монолитного единства кубинского народа.

Солнце, море, тропическая растительность обусловили палитру всех полотен кубинских художников, которые почти не используют черные и серые цвета – на их холстах царят яркие краски: красные, синие, зеленые, желтые…

Давайте вспомним нашу юность, освещенную далеким романтическим огнем кубинской революции. Давайте вместе пройдем по выставке из собрания Посольства, попробуем лучше узнать и понять старого, надежного друга и, быть может, мы, подобно Колумбу, узрим Новый Свет кубинской живописи.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года