«Футуризм – радикальная революция. Италия — Россия». К 100-летию художественного движения. (Из музеев и частных собраний Италии, России, Швейцарии, США, Израиля)

Первая  в России панорамная экспозиция футуристического искусства

17 июня — 24 августа
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Волхонка,12

Выставка «Футуризм — радикальная революция. Италия – Россия» посвящена 100-летию возникновения одного из направлений в искусстве ХХ столетия. Основателем футуризма выступил Филиппо Томмазо Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 года на передовице парижской газеты “Le Figaro” манифест нового искусства.

Первая в России панорамная экспозиция футуристического искусства подготовлена ГМИИ им. А.С.Пушкина совместно с Музеем современного искусства Тренто и Роверето (Италия). В проекте принимает участие более 30 музеев и частных коллекций: из России, Италии, США, Швейцарии, Израиля. Будут выставлены картины также из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея В.Маяковского, Национальной галереи современного искусства (Рим), Муниципального собрания современного искусства (Милан), Музея современного искусства (Нью-Йорк), Израильского музея (Иерусалим).

В экспозиции представлено около 300 произведений, созданных крупнейшими мастерами нового направления: Балла, Северини, Боччони, Кара, Ларионовым, Гончаровой, Маяковским.

Творчество художников-футуристов стало откликом на стремительно менявшуюся жизнь в начале ХХ столетия. Динамизм эпохи паровоза и аэроплана, головокружительность перспектив века техники заставили мастеров нового направления искать художественные средства, способные передать движение, скорость, технический прогресс. Они призывали к тотальному обновлению искусства с помощью новых технологий и материалов. “На своих холстах мы изображаем не отдельные статичные мгновения всемирного движения. Нас привлекает динамическое мироощущение”.

Довольно быстро футуризм вышел за рамки чисто живописного направления, многие художники обратились к экспериментам в других видах искусства. Впервые российские зрители смогут увидеть футуристические эксперименты в области скульптуры, архитектуры, графического дизайна.

Идеи “искусства будущего” быстро распространились по Европе, находя себе новых сторонников в разных странах. Однако значительное объединение художников, именовавших себя футуристами, кроме Италии существовало лишь в России. Провозглашенные Маринетти задачи были во многом близки русским мастерам, но методы воплощения оказались совсем иными. Живописцы Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Давид и Владимир Бурлюки, Кирилл Зданевич, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Александра Экстер сблизились с поэтами-будетлянами (русский аналог слову футуризм) Владимиром Маяковским, Василием Каменским, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, составлявшими ядро общества «Гилея». Результатом тесного сотрудничества поэтов, художников и критиков «футуристической» направленности стало создание не только принципиально нового живописного языка, но и издание целой серии авторских книг, а также постановка в 1913 году оперы «Победа над солнцем» (музыка Михаила Матюшина, либретто Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, декорации Казимира Малевича). Интерес кубо-футуристов к театру проявился и в скандально известных выходах, вроде прогулки с раскрашенными лицами или деревянными ложками в петлицах. Василий Каменский так описывал выступления футуристов: «Футуристы-песнебойцы ходили…по улицам более чем двадцати городов России с раскрашенными лицами и в цветных одеждах. В Тифлисе эти футуристы были одеты в яркие персидские ткани, и это придало особый интерес футуристической философии об одеждах…».

Многочисленные публичные диспуты и лекции о новом искусстве, издание поэтических сборников, теоретических манифестов и деклараций – все эта футуристическая деятельность определяла в 1910-е годы ХХ века атмосферу художественной жизни. Форма манифестаций – энергичная, порой агрессивная, всегда подчеркнуто зрелищная, а порой и откровенно балаганная, сообщала русской художественной жизни совершенно новые черты. Поэт Владимир Маяковский описывал русский футуризм, как персонажа клоунады или лубочной картинки: «взбалмошный, в рыжих вихрах детина, немного неумный, немного некультурный, но всегда, о! всегда смелый и горящий…»

Мгновенная смена впечатлений в искусстве буйного ХХ века пришла на место размеренных ритмов прошлого.

 
Журнал «Русское искусство»

1923 – Журнал «Русское Искусство» в 1923 году

№ 1/2004 – «Союз русских художников»

№ 2/2004 – «Санкт-Петербург»

№ 3/2004 – «Коллекции русского искусства за рубежом»

№ 4/2004 – «Графика в музеях и частных коллекциях России»

№ 1/2005 – «Москва художественная»

№ 2/2005 – «Открытия в искусстве и искусствознании»

№ 3/2005 – «Русская Швейцария»

№ 4/2005– «Ратная слава России»

№ 1/2006– «Встреча искусств»

№ 2/2006– «Русская провинция»

№ 3/2006– «Искусство императорского двора»

№ 4/2006 – «Жизнь художника как произведение искусства»

№ 1/2007 – «Коллекционеры и благотворители»

№ 2/2007 – «Почтовые миниатюры: марка и открытка в художественном пространстве»

№ 3/2007 – «Россия — Германия. Диалог культур»

№ 4/2007 – «Изящные искусства и словесность»

№ 1/2008 – «Семья Третьяковых. Жизнь в искусстве»

№ 2/2008 – «Впервые – через 85 лет – публикация I номера журнала «Русское Искусство» за 1923 год»

№ 3/2008 – «Художественное наследие 60-х годов ХХ века»

№ 4/2008 – «Сенсации в искусстве. Открытия. Гипотезы»

№ 1/2009 – «Русская икона»

№ 2/2009 – Переиздание сдвоенного (II и III номеров) выпуска «Русского искусства» 1923 года